В Нижнем Новгороде поезд разворачивается – точнее, локомотив цепляется не к первому вагону, а к тому вагону, который до сих пор был последним – и некоторое время (километров 5 или 10) едет просто в обратную сторону, на запад, но затем сворачивает с московской трассы на «рокадную», ведущую на юг, пересекая несколько «широтных» железнодорожным магистралей. По пути с севере на юг мы пересекаем половину Нижегородской области и всю Мордовию, и на юге Мордовии, в Рузаевке, выезжаем на основную широтную трассу Москва-Самара. В Рузаевке, которую мы оба раза проезжали поздно ночью, поезд снова меняет направление движения, и при прибытии в Самару первый вагон снова оказывается первым, а последний – последним :-)
Помимо красивых пейзажей, «рокадная» магистраль запомнилась своей извилистостью, на первый взгляд никак не обусловленной какой-либо сложностью рельефа. Я предположил, что строительство магистрали шло во время войны, и обилие поворотов связано с желанием защитить проезжающие поезда от налётов вражьей авиации, затруднить прицельное бомбометание; оказалось, так оно и есть: в разгар немецкого наступления основной поток грузов из Самары и других регионов юга России шёл к Москве именно по этой трассе: прямая магистраль Самара-Москва проходила слишком близко к линии фронта.
Первой «красивостью» на нашем пути из Нижнего Новгорода на юг оказалась река Ока.






А вот сразу за Окой начинаются леса удивительной красоты – огромные берёзовые рощи, словно сошедшие с картин Левитана!

Словно не солнце рощу освещает, а сама она светится изнутри!
До сих пор я видел такие наяву только в Западной Сибири, за Уралом, и удивлялся даже, почему же берёза считается чуть ли не деревом – символом России.






Красивые большие купы берёз сохранены зачастую и посреди посёлков.

Конечно, «не берёзой единой»… :-) Берёзовые рощи перемежаются массивами смешанных лесов.

Хотя, конечно, «заповедными и дремучими» я бы эти леса не назвал, несмотря на то, что то самый город Муром находится в какой-то сотне километров отсюда :-) И уж конечно, никакие эти леса не страшные!

И «всяка нечисть» уж точно здесь не «ходит тучей», и в домиках посреди лета живёт не баба Яга и не лешие :-)


Кроме того, лесные массивы не так уж и велики: достаточно часто встречаются посёлки.





Из-за лесов начинают выглядывать луга и поля.


А посреди лугов тоже вырастают поселения.

Посёлки, выросшие посреди лугов, больше и красивее, чем «лесные»:


А на пересечении «рокадной» магистрали и Казанской железной дороги расположился город Арзамас, который на окраинах похож просто на огромную деревню.




В Арзамасе поезд снова делает длительную, почти получасовую остановку, и мы выходим погулять по станции и немного пофотографироваться :-)








Арзамас запомнился тем, что на платформе удалось купить относительно дешевой и очень вкусной малины – в наших краях до её созревания оставалось недели 2-3!
Journal information