Впечатления оказались, между тем, неожиданно яркими. «Лоэнгрин» - пожалуй, самая «оперная» из всех услышанных мною опер Вагнера, и я сразу предположил, что это, должно быть, либо первая, либо последняя по времени написания из его опер. Порылся в интернете, и оказалось, что практически так оно и есть – «Лоэнгрин» написан Вагнером в самом начале его творческого пути. Вагнер писал его в те времена, когда ещё не «наступил на горло собственной песне», не наложил сам на себя оковы собственной теории «музыкальной драмы», ограничивавшей свободу творческой мысли в поздние времена.
В «Лоэнгрине» поражают прежде всего хоры и многоголосные композиции, практически полностью отсутствующие у Вагнера в его поздних произведениях. А тут – в финале первого акта, к примеру, одновременно поют все пятеро главных героев драмы, и каждый ведёт свою партию, и ни один при этом не заглушает другого, все пять голосов образуют удивительную единую гармонию. Какое же удивительное мастерство требовалось от композитора, чтобы создать такое произведение – и какое же удивительное мастерство требуется от постановщика, чтобы найти адекватную конфигурацию сцены и декораций, чтобы расставить певцов так, что замысел Вагнера проявляется во всём своём великолепии, позволяя зрителям слышать и общую композицию, и каждого из исполнителей в отдельности! Обожаю и восторгаюсь :-)
К сожалению, на ю-тьюбе нашёл только запись, которую не могу не оценить как крайне неудачную, где солистов практически не слышно, их всех перекрывает хор, и этого самого волшебного чувства гармонии совсем не возникает. :-( Тем не менее, за неимением лучшего, приведу здесь её, спрятав под кат:
Помимо выдающихся музыкальных достоинств, «Лоэнгрин» впечатлил меня и ещё несколькими связанными с ним фактами.
Во-первых, оказалось, что Лоэнгрин – это сын Парсифаля. То есть Вагнер начал с того, что написал оперу про сына, а закончил написанием оперы про его отца. Всё творчество его оказалось как бы «закольцованным»! При том, что центральное произведение Вагнера – «Кольцо нибелунга». :-)
Мало того, в либретто «Лоэнгрина» (акт 3) читаем: «Теперь же он, Лоэнгрин, обязан возвратиться к себе. И он передает Эльзе свой меч, рог и кольцо, чтобы она, когда вернется Готфрид, передала их ему.»
Ничего не напоминает? Мне так сразу ВК вспомнился - меч Нарсил, рог Боромира и Кольцо Всевластия :-)
Услужливый интернет, правда, подсказывает, что большинство сюжетных мотивов «Лоэнгрина», в том числе и касательно трёх артефактов, позаимствованы Вагнером из сказок братьев Гримм и восходят, таким образом, к немецкому фольклору. Интересно, откуда они пришли к Толкиену – из Вагнера или всё-таки из древненемецких первоисточников?
Ну, и в заключение – картинка для оживляжа4 ведь оперу-то мы слушали как раз в рамках фестиваля «Звёзды белых ночей». Так что вот вам – то ли Дарт Гергиев сейчас в нас молнию метнёт, то ли «Авада кедавра!» закричит! :-)
Journal information