?

Log in

No account? Create an account

РАЗДУМЬЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

В попытках объять необъятное...

Previous Entry Share Flag Next Entry
Ещё одна опера Вагнера в Мариинке
bigstonedragon
Просмотрел свой ЖЖ и обнаружил, что так и не написал о «Лоэнгрине», на котором побывал ещё аж 2 месяца назад.
Впечатления оказались, между тем, неожиданно яркими. «Лоэнгрин» - пожалуй, самая «оперная» из всех услышанных мною опер Вагнера, и я сразу предположил, что это, должно быть, либо первая, либо последняя по времени написания из его опер. Порылся в интернете, и оказалось, что практически так оно и есть – «Лоэнгрин» написан Вагнером в самом начале его творческого пути. Вагнер писал его в те времена, когда ещё не «наступил на горло собственной песне», не наложил сам на себя оковы собственной теории «музыкальной драмы», ограничивавшей свободу творческой мысли в поздние времена.
В «Лоэнгрине» поражают прежде всего хоры и многоголосные композиции, практически полностью отсутствующие у Вагнера в его поздних произведениях. А тут – в финале первого акта, к примеру, одновременно поют все пятеро главных героев драмы, и каждый ведёт свою партию, и ни один при этом не заглушает другого, все пять голосов образуют удивительную единую гармонию. Какое же удивительное мастерство требовалось от композитора, чтобы создать такое произведение – и какое же удивительное мастерство требуется от постановщика, чтобы найти адекватную конфигурацию сцены и декораций, чтобы расставить певцов так, что замысел Вагнера проявляется во всём своём великолепии, позволяя зрителям слышать и общую композицию, и каждого из исполнителей в отдельности! Обожаю и восторгаюсь :-)
К сожалению, на ю-тьюбе нашёл только запись, которую не могу не оценить как крайне неудачную, где солистов практически не слышно, их всех перекрывает хор, и этого самого волшебного чувства гармонии совсем не возникает. :-( Тем не менее, за неимением лучшего, приведу здесь её, спрятав под кат:



Помимо выдающихся музыкальных достоинств, «Лоэнгрин» впечатлил меня и ещё несколькими связанными с ним фактами.
Во-первых, оказалось, что Лоэнгрин – это сын Парсифаля. То есть Вагнер начал с того, что написал оперу про сына, а закончил написанием оперы про его отца. Всё творчество его оказалось как бы «закольцованным»! При том, что центральное произведение Вагнера – «Кольцо нибелунга». :-)
Мало того, в либретто «Лоэнгрина» (акт 3) читаем: «Теперь же он, Лоэнгрин, обязан возвратиться к себе. И он передает Эльзе свой меч, рог и кольцо, чтобы она, когда вернется Готфрид, передала их ему.»
Ничего не напоминает? Мне так сразу ВК вспомнился - меч Нарсил, рог Боромира и Кольцо Всевластия :-)
Услужливый интернет, правда, подсказывает, что большинство сюжетных мотивов «Лоэнгрина», в том числе и касательно трёх артефактов, позаимствованы Вагнером из сказок братьев Гримм и восходят, таким образом, к немецкому фольклору. Интересно, откуда они пришли к Толкиену – из Вагнера или всё-таки из древненемецких первоисточников?
* * *

Ну, и в заключение – картинка для оживляжа4 ведь оперу-то мы слушали как раз в рамках фестиваля «Звёзды белых ночей». Так что вот вам – то ли Дарт Гергиев сейчас в нас молнию метнёт, то ли «Авада кедавра!» закричит! :-)


promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…

  • 1
Здравствуйте!
Система категоризации Живого Журнала посчитала, что вашу запись можно отнести к категории: Музыка.
Если вы считаете, что система ошиблась — напишите об этом в ответе на этот комментарий. Ваша обратная связь поможет сделать систему точнее.
Фрэнк,
команда ЖЖ.

>Интересно, откуда они пришли к Толкиену – из Вагнера или всё-таки из древненемецких первоисточников?

Из первоисточников. Всё-таки филолог-германист.

Ну, я, в общем, тоже к этому склоняюсь.
Но удивительно, насколько плодотворной оказалась германская почва для современной мифологии!

После такого описания захотелось послушать, хотя раньше я Вагнера избегала - мне казалось, что не я ещё не готова.

Вагнер - сильно на любителя. Особенно поздний, который в рамках теории "музыкальной драмы". Я вот из всего его творчества запомнил лишь две мелодии: "полёт валькирии" и увертюру к третьему акту "Лоэнгрина". То есть за красивыми мелодиями к Вагнеру ходить не стоит - это к Верди :-)
И тем не менее - практически каждая опера Вагнера производит (по крайней мере, на меня) очень сильное эмоциональное воздействие. Этакий импрессионизм в музыке (при том, что в живописи импрессионизм мне совершенно не нравится).

"Полёт валькирии" я, кстати, люблю. Но это единственное, что я знаю у Вагнера :))
Т.е. знаю-то больше - отрывков наслушалась, но да, остальное не запомнилось.

Ну, наверняка не единственное! Готов поспорить, что вот эту мелодию тоже знаете, просто, возможно, не ассоциировали её с Вагнером (так оно было у меня):



Но в принципе, да, Вагнер - это не мелодии, это "поток сознания"; но очень качественный! :-)

Слышать слышала, но действительно не ассоциировала.

  • 1