Справедливости ради отмечу, что посмотрели мы его не в один присест, а за три вечера – по часу каждый. Кстати, в этом ещё одно проявление гениальности Куросавы: фильм достаточно чётко разбивается на три части, каждая из которых завершается определённой логической точкой: «городская» часть, сбор команды из семи самураев; «деревенская» часть, подготовка к сражению и мирная жизнь; и, наконец, собственно битва.
Я, вообще-то, не собирался показывать фильм Каролине – просто очень уж захотелось пересмотреть его самому. Накануне ко мне вдруг «привязался» фрагмент из саундтрэка к картине, а именно –«героическая» часть из самурайской музыкальной темы.
Ну, и, чтобы отвязаться от неё, а заодно – проверить, настолько ли фильм хорош, как помнилось мне по предыдущим просмотрам (а было это последний раз уж лет 15, а то и 20 назад), решил посмотреть. Время выбрал такое, когда Каролина, покончив со своим домашним заданием, удалилась в свою комнату поиграть на компьютере – это занятие она обычно не согласна добровольно променять ни на какое другое :-)
Но на сей раз вышло не так: стоило начаться фильму, как Каролина появилась из своей комнаты (мне показалось, без увязки с фильмом, а просто для посещения кухни) и, заметив, что я смотрю на телевизоре что-то необычное, уселась рядышком, да так и просидела до того момента, как фильм подошёл к первой «логической точке», и я предложил оставшуюся часть перенести на завтра, благо время было уже позднее. А назавтра уже сама попросила продолжить просмотр.
Фильм не подкачал: он и в самом деле оказался настолько же хорош, насколько запомнилось мне с прошлого раза. Настолько, что я и теперь готов поддержать тот вердикт, который вынес «Семи самураям» при первом знакомстве, ещё в перестроечные времена: лучший фильм всех времён и народов. Даже несмотря на то, что снят не в цвете.
Фильм отличает прежде всего удивительная гармоничность во всём, начиная от уже отмеченной мною соразмерности трёх логических частей. В меру лиричен, в меру брутален; в меру серьёзен, в меру ироничен; в меру трагичен, в меру смешон; в меру мизантропичен, в меру человеколюбив.
Удивительно, но несмотря на обилие сцен, где показано насилие, жестокость, убийство (а в целом мы видим достаточно натуралистично показанную гибель почти ста человек!), фильм оставляет впечатление прежде всего доброты и гуманизма.
А актёрская игра! Боже мой, какая замечательная актёрская игра! Причём у всех исполнителей, без исключения. Но, пожалуй, особо я бы хотел выделить юношу, сыгравшего Кикучиро. Особенно сцена завершения битвы, когда после, казалось бы, полной победы, когда в живых остаётся всего один бандит – и вдруг нелепая случайность приводит к гибели сразу двоих самураев, самых харизматичных из всех… Мы словно видим всё это глазами Кикучиро, и, мне кажется, именно эта сцена послужила основой для создания строк Высоцкого – «…И когда ты без кожи окажешься вдруг Оттого, что убили его – не тебя!»
Много можно было бы написать ещё, но пост и так длинноватым получается. Я, пожалуй, лишь одно ещё добавлю: в подавляющем большинстве исторических фильмов актёры ведут себя именно как современные люди, нарядившиеся в какие-то нелепые одежды. «Семь самураев» - один из немногих (если не вообще единственный) фильм, где показанному на экране средневековью веришь – да, именно таким оно и было, и люди эти – это не актёры, они прямиком из тех времён…
И в дополнение – мнение
Это единственный фильм старше 1970, который я регулярно пересматриваю.
Если бы этот фильм снимали сейчас, его бы сняли так же.
Если присмотреться внимательно, то становится видно, откуда уши растут у большого количества голливудской вкусноты (например, у джедаев, или у Конана-варвара, и даже у Гран-Торрино) (А они еще хвалили Фуриозу за то, что она сделала боевой отряд из [гэ и палок] подручных материалов).
В 70х «Семи самураям» были те же 20 лет, что «Звездным войнам» в 90е, и что сейчас «Матрице».
:) Не знаю, как они это сделали, но в этом фильме японские женщины офигенно сексуальные. Назовите мне еще один фильм, в котором японские (и вообще азиатские) женщины сексуальны (не путать с «красивы», красивые они много где).
И ещё. Это один из немногих исторических фильмов, где нет ощущения, будто это современные люди, которые изображают средневековье. Есть ощущение правдоподобия, что древность - она примерно такая и была.
И ещё, уже без связи непосредственно с фильмом, некое лингвистическое наблюдение.
По-русски (и вообще на европейских языках) фильм именуется «Семь самураев», то есть главное слово в словосочетании – «Семь»: «Семь (кого?) самураев».
По-японски же – «Сичи-нин-но самурай», то есть, грубо говоря, «Самурай в семи экземплярах», где главное слово уже – «Самурай»: «Самурай (какой?) в семи экземплярах».
Такая вот весьма примечательная разница! Что скажешь – Запад есть Запад, Восток есть Восток :-)
Journal information