bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

О России XIX века – с лёгким чувством когнитивного диссонанса…

И вновь публикуемые thagastan архивные документы заставляют изумиться и в чём-то пересмотреть свои взгляды на историю.
На сей раз речь идёт о дорожном строительстве. И ведь не то чтобы какой-нибудь секретный документ – нет, на сей раз просто статья из энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона, который стараниями энтузиастов постепенно выкладывается в сеть, статья за статьёй (я уже обращался к нему при поиске материалов по истории платёжных систем).
thagastan пишет (при цитировании я позволил себе перевести упомянутые в оригинале вёрсты в понятные современному читателю километры):
…постройка шоссе - дорог, полотно которых укреплено щебеночной корой - в России начата правительством в 1817 г.; дело ставили перешедшие в русскую службу инженеры Grande Armée. "До 1840 г. в среднем ежегодно открывалось не более 36 км шоссе. В двадцатилетие с 1840 до 1860 г. эта цифра возросла до 275 км. С 1860 г. деятельность правительства по постройке шоссе стала ослабевать (около 110 км в год) и к 1867 г. почти совершенно прекратилась. После 9-летнего перерыва вновь приступили к сооружению шоссе, но до 1883 г. ежегодно строилось не более 16 км в год; во второй половине 1880 годов на средства казны строилось приблизительно 65 км шоссе в год. " (Инженер А.Танненбаум и А.Яновский, статья "ДОРОГИ" Энциклопедического словаря Брокгауз, СПб, 1893, т.XI, СС. 49-57

16 км шоссе в год на такую страну, как Россия, - это сильно!!!
Что ещё любопытнее – так это связь между «демократизмом» государя и темпами строительства шоссе:
«демократ» Александр I – 36 км в год
«консерватор» Николай I – 275 км в год
«демократ» Александр II – 16 км в год
«консерватор» Александр III – 65 км в год
Что ещё любопытнее, та же тенденция продолжилась впоследствии, насколько я понимаю, и в советские времена: чем демократичнее был генсек, тем хуже обстояли при нём дела со строительством дорог! :-)
Но если вернуться к России XIX века – не может не броситься в глаза, насколько продуктивнее оказалась в отношении дорожного строительства эпоха Николая I по сравнению как с предшествующими, так и с последующими временами. А если добавить к этому случившийся при нём демографический взрыв (в эпоху наполеоновских войн население России было примерно таким же, как население Франции; а во второй половине века во Франции жило народу всё столько же, в то время как в России Лев Толстой писал уже о «100-миллионном земледельческом народе» - то есть произошёл 4-хкратный рост населения!) – так и вовсе возникает лёгкий когнитивный диссонанс в отношении этого правителя, которого с давних пор принято числить по разряду злодеев.
Tags: Уроки истории, Читая френд-ленту
Subscribe

Posts from This Journal “Уроки истории” Tag

promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 16 comments