Поначалу после возвращения казалось, что ничего не изменилось, никакого видимого изменения в жизни не произошло. Однако сейчас, оглянувшись на минувший год, я вдруг обнаружил, что на бытовом, неприметном на первый взгляд уровне изменения к лучшему явно можно заметить! Причем касаются они даже не столько меня лично, сколько страны в целом.
В чём же проявились эти самые «незаметные изменения»?
Первое, и самое главное для нашей (да, наверно, и не только для нашей) семьи, - это питание. Именно на этом аспекте я, пожалуй, и остановлюсь наиболее подробно.
1. Овощи. Зима и весна всегда были самыми сложными периодами с точки зрения обеспечения здорового питания: пик сезонного подорожания овощей, да и вообще пик бытовой инфляции. Причем сильнее всего дорожали самые, казалось бы, простейшие продукты, явно не то что российского, а местного производства: картошка, капуста, морковь и т.д. Бывало время, когда бананы в магазинах были дешевле картошки и капусты, и я даже наскачивал себе из интернета рецептов блюд африканской кухни, рассчитывая, что если так пойдёт и дальше, то гарнир из бананов вскоре полностью замесит жареную картошку и тушёную капусту.
Обычно мы выходили из положения тем, что на зимне-весенний период переходили с потребления свежих овощей на замороженные, цена которых никогда не выходила за пределы психологически приемлемых 100-120 рэ за килограмм (к примеру, свежие кабачки прошлой зимой продавались по 300 рэ за кило; запомнилось, что на ценнике было указано: «страна происхождения – Бенин»).
Но в эту зиму закупленные впрок замороженные овощи так и пролежали всю зиму, и были съедены совсем недавно – не потому, что других в продаже не было, а просто для того, чтобы не пропали! В отличие от прошлых лет, свежие овощи по психологически приемлемым ценам (не выше 150-160 рэ за кило) не исчезали из продажи всю зиму и всю весну! Причём не только простейшие, но даже и такие, как баклажаны или перцы.
2. Мясо и мясопродукты.
Напомню, что из всех мясопродуктов наиболее активно мы потребляем пельмени. Год назад я жаловался тут в ЖЖ, что из-за постоянного роста цен мы вынуждены были отказаться от пельменей нашей любимой марки «Цезарь» и перейти на иные, более дешевые варианты; так вот, эта зима ознаменовалась триумфальным возвращением «Цезарей»! Не то, чтобы они официально снизили цены; но получилось так, что «скидки» и «распродажи» пельменей, в ходе которых «Цезарей» можно было купить по психологически приемлемым ценам порядка 200-250 рэ за кило, проводились в магазинах различных сетей практически в режиме «нон-стоп», и любимая марка пельменей в результате не исчезала из нашего морозильника, не оставляя места пельменям более дешевых марок! А ничего равного «цезарям» по вкусовым качествам нам найти, увы, так и не удалось :-(
То же самое касается и колбасы, и сосисок. Мало того, на колбасу нашей любимой марки «Премиум» Останкинского мясокомбината цена в этом месяце была снижена официально! Мы и раньше никогда не покупали эту колбасу дороже 250 рэ за кило, хотя официальный ценник на неё ещё год назад перевалил за 400: как и с пельменями «Цезарь», всё время удавалось покупать достаточный запас колбасы во время проведения акции в какой-нибудь торговой сети («Окей», «Лента» или «Семья»). И вот в этом месяце впервые «официальные», не «скидочные» ценники на колбасу «Премиум» вдруг во всех торговых сетях опустились вниз! Не припомню ничего подобного за все 25 лет российских реформ. Такое впечатление, что впервые за четверть века спросовые ограничения на один из товаров массового потребления сработали именно так, как они и должны работать в соответствии с классической экономической теорией, не учитывающей особенности российско-советского менталитета! :-)
3. Соки, лимонады и квасы. Ослабление ценового давления со стороны основных продуктов – овощей, круп, макарон и мяса – позволило высвободить больше средств на закупку напитков. Если в прежние годы зимой мы пили практически исключительно любимую пепси-колу, то в этом году её заметно потеснили соки и квасы. Причем среди соков дешёвые марки «Фруктовый сад» и «Моя семья» были практически полностью вытеснены более дорогими и качественными соками марки «J7» - в значительной мере опять-таки благодаря тому, что не снижая цену официально, «J7» в этом году очень часто продавался со значительными скидками, в результате чего цена опускалась до психологически приемлемого уровня.
Больше места занял также и квас: во-первых, он полюбился Каролине; во-вторых, опять-таки, с дешёвых марок, которые хороши лишь летом, для быстрого утоления жажды, мы перешли на более дорогие и качественные: среди квасов первое место у нас занимает теперь «Лидский Тёмный», импортируемый из Беларуси.
4. Кофе. Его основным потребителем у нас в семье являюсь я :-) А я больше всего люблю кофе растворимый сублимированный. Многие годы я «не слезал» с марки Nescafe Gold; однако после событий 2014 года его цена подскочила до совершенно неприемлемых высот. Несколько лет основу кофейного потребления занимал дешевый кофе марки «Лента»; и вот, в этом году вдруг распродажи кофе по сниженным ценам стали явлением практически постоянным! И вновь, как в старые добрые докрымские времена, на мой стол вернулся Nescafe Gold; мало того, периодически замещаемый ещё более вкусным (но и более дорогим) Jardin Guatemala Atitlan.
5. Кафе. Относительная нормализация ситуации с закупкой продуктов питания привела к тому, что мы значительно чаще, чем в предыдущие лет 5, начали бывать и в учреждениях общественного питания – прежде всего любимом KFC.
Можно было бы привести и другие примеры. Но повторю ещё раз – у меня такое впечатление, что впервые за 25 лет спросовые ограничения сработали в России именно так, как они и должны работать в соответствии с теорией, заставив производителей и продавцов снизить потребительские цены (пусть иногда и неявно, а под видом «акций» и «распродаж»).
Наверно, единственный вид продуктов питания, которого эти позитивные изменения не коснулись совершенно, - это рыба. Но тут, подозреваю, действуют уже иные факторы, и в первую очередь – физическое истощение рыбных ресурсов. Съели мы всё, что в морях плавало.
Можно найти позитивные признаки и в других областях. Например, в этом году впервые не произошло новогоднего повышения тарифов на общественный транспорт. Более того, 90-минутный проездной даже подешевел, хоть и совсем чуть-чуть: с 70 рублей до 65. Но всё равно приятно: поездка к маме и обратно обходится теперь не в 140 рублей, как в прошлом году, а в 130.
Конечно, может статься, что нынешняя турбулентность в политике и, как следствие, на валютных рынках, сведёт на нет все позитивные изменения; но по крайней мере, уже целый год был прожит в атмосфере сдержанного оптимизма, какового и в помине не было в предыдущие несколько лет!
Journal information