по окончании "Людей как богов" по настоянию Доки взялись за "Плутонию", и... не прошло и пятидесяти страниц, как мне стало скучно, а когда добрались до самой Плутонии, и вовсе захотелось бросить. Громоздко, слишком затянуто и перегружено подробностями (на сравнении, Снегов оказался по технике использования языка куда более виртуозным писателем), а по прибытии на место и вовсе началась дичь с отстрелом редчайших животных. Некоторые моменты попросту пришлось прямо на ходу цензурить - например, убийство мамонта, поскольку он и меня травмировал, и мне не захотелось грузить этим еще и Доку. На отстрел шерстистого носорога Дока воскликнула: "Как можно! Это же заповедное животное!", но здесь я хотя бы имела возможность объяснить ей, что носорог сам напал на лагерь, поэтому экспедиции пришлось защищаться. Но мне уже страшно, что будет дальше, и смогу ли я так же обходить другие неприятные моменты.
Просто удивительно, насколько же изменилось восприятие за буквально 3-4 десятилетия!
Я пробовал перечитывать Жюля Верна, на котором «залипал» в детстве, на предмет того, не почитать ли его Каролине, - и понял, что скучно, «не пойдёт», и, кроме того, опять-таки перегруженность всё той же бессмысленной жестокостью по отношению к окружающему миру. Да что там далеко ходить – взять те же любимые всеми поколениями нашей семьи «Приключения Тинтина» - ведь те из них, которые были написаны в 1920-з-30-х годах, сейчас воспринимаются в основном как «ужас-ужас», особенно «Тинтин в Африке»!
Когда начался этот переход от восприятия биосферы как «движущихся камушков», как объектов, недостойных нашего сочувствия, к осознанию всех живых существ как субъектов? С Вернадского, который, собственно, впервые и заговорил о биосфере? С Ефремова с его идеями «инферно»?
Так или иначе, но прямо на наших глазах, в удивительно короткие по историческим меркам сроки, произошёл, похоже, качественный скачок в мировосприятии человека. Если начиналось всё с восприятия исключительно своей собственной субъектности, то затем путь шёл к восприятию субъектности своих родичей, соплеменников, людей своей расы, всех людей вообще – к восприятию субъектности всего живого.
И ведь произошло всё как-то совсем незаметно, на первый взгляд!
ЗЫ А ведь, пожалуй, наиболее близко к тому, что я хотел сказать, Снегов высказался!
…Человечество начало со свирепой взаимной ненависти. "Человек человеку - волк!", "Падающего толкни!", "Каждый за себя, один бог за всех" - таковы были жестокие символы веры тех далеких времен. Что заменило их, когда человечество достигло единства? Гордая формула: "Человек человеку - друг, товарищ и брат!" … Теперь пришло время расширить эту формулу: "Человек всему разумному и доброму во Вселенной - друг!" Мы вступаем в следующую стадию нашего развития - выход в широкий мир. А наши государственные машины застыли на уровне, когда человечество знало лишь себя. Они выражают наше младенчество, мы же стали взрослыми.
Правда ,у Снегова контекст несколько, мягко говоря, иной :-) Да и сам переход, во-первых, отнесен на 500 лет вперёд, а, во-вторых, показан единомоментным и резким, а не плавным и незаметным.
Edited at 2018-03-12 03:45 am (UTC)
К моменту спора Вера–Ромеро и референдума человечество уже контактировало с рядом инопланетных рас, зажгло искусственное солнце для вегажителей, не говоря уж о том, что отстроило Ору. К тому же в ходе дискуссий речь шла именно о разумных расах, пусть и находящихся на низком уровне общественного развития.
Что касается животных, то Вера в «Галактической разведке» сказала: «…после объединения Земли, когда ни один человек уже не эксплуатировал другого, человечество в целом ещё долго жило за счет иных, правда, неразумных существ. По Земле бродили стада коров и баранов, сновали куры и утки — их вели на убой, чтоб человек имел мясо. Синтетическое мясо наших заводов вкуснее животного, синтетическое молоко ароматней коровьего».
Кстати, до такого современное человечество не дошло, веганы считаются скорее фриками. Причина техническая — в настоящее время нет возможности получить продукты-заменители нужного качества. Так что речь пока преимущественно идёт о восприятии субъектности диких животных, а также тех домашних, которых держат не для получения пищи.
Edited at 2018-03-12 06:40 am (UTC)
Имеет место взаимопротиворечие двух обстоятельств: с одной стороны - сопричастие всему живому, осознание субъектности не только себя, но всего, что не косно; с другой стороны - тот простой факт, что жизнь с самого своего начала и по своей сути - это пожирание одной биомассы другой биомассой. Разумный вид разумен потому, что находится на вершине пищевых цепей, аккумулируя в себя энергию биосферы. Работа мозга требует энергии. Пытаться сохранять свою разумность, будучи травоедами, возможно, окажется более трудоемко и энергозатратно для цивилизации, чем всеядность; и это не может не привести к жесткой конкуренции со _всеми_ остальными консументами.
Виды, ассоциированные с цивилизацией, получают преимущества с биологической точки зрения. Их численность такая, какой они никогда бы не достигли в диком состоянии. Они будут жить, пока жива цивилизация - они защищены от случайных вымираний. Оставьте их дикими - и они будут прозябать в лесу и жрать друг друга. Что этичнее - оставить их на съедение волкам или съесть самим?
Когда найдутся заменители надлежащего качества, встанет другая проблема: конкуренция за территорию. Земля не резиновая, энергоресурс на ней не резиновый. Для производства синтетических продуктов понадобится вещество, энергия и территория для размещения мощностей. Откуда его взять? Только отобрать у менее эффективного аналога. Если найдутся ассимиляторы солнечной энергии, более эффективные, чем растения, чем будет покрыта Земля - растениями или этими новыми ассимиляторами? Продвинутые люди радостно рапортуют о том, что построили солнечную электростанцию размером с 3 футбольных поля, а я от таких новостей с тревогой думаю о том, что на такой территории могла бы разместиться полноценная зеленая роща. Жители пятого века победившего коммунизма жалеют домашних коров и уток, но без зазрения совести застраивают Сахару заводами СВП, не пожалев верблюдов с тушканчиками и уймой других видов.
Невозможно развиваться, не трогая ничего. Даже если убраться на безжизненную планету, там исчезнет девственный ландшафт, просуществовавший миллиарды лет, и вместо него появится какое-то новообразованные противоестественное хозяйство. Даже если убраться в межпланетый вакуум - значит, исчезнет межпланетый вакуум... Единственное, что можно сделать - это рационализировать и оптимизировать свое вмешательство и расходы, чтоб не было напрасных трат.
Субъектность представителей других рас была принята не так уж и давно. Женщинам избирательное право дали на отрезке времени порядка сотни лет, а их субъектность воспринимается ещё далеко не всеми. Что касается прав людей с ограниченными возможностями, то здесь способный спровоцировать футуршок сдвиг произошёл вообще за крайне сжатый срок в 2–3 десятка лет.
Но! Что касается политических прав и свобод, а также пенитенциарной системы, то прогресс в те же последние три десятка лет в лучшем случае встал, а то и наблюдается откат, а сами эти темы ушли на периферию внимания общества. (Образ светлого будущего в «Стартрек: Дискавери», например, иллюстрирует.)
кстати говоря, у Снегова полно фишек, которые без преувеличения можно назвать предсказаниями, и которые сбылись не у сверхцивилизаций и не через 500 лет, а спустя каких-то 50 лет. Интернет, скайп, КФЦ, плоские телевизоры и даже шоу Раммштайна :)