В комментариях мне указали, что у «Мельницы» хороши один-два первых альбома, а потом «пошло по наклонной вниз и очень резко». Между тем как все клипы из моего поста относятся как раз к позднему периоду.
Что ж, это обнадёживает – попробую поискать что-нибудь более раннее!
Но что касается опубликованного: клин «Прощай!» (приведу его ещё раз) подкупил меня, возможно, не столько музыкой, сколько стихами.
Прощай, и если навсегда, то навсегда прощай,
Когда б за край – иди, прощай и помни обо мне!
Как близко край – а там туман,
Январь хохочет, вечно пьян,
Я заключен, как истукан, в кольце его огней.
Забудь о том, о чем не знал, забудь мои слова,
Не мной не сказаны слова, и ты о них забудь,
А там за краем рыщет тьма,
Как никогда, близка зима,
И тень твоя, мою обняв, уходит снова в путь.
Здесь с первых же строк – сплошные отсылки литературной классике (и не очень классике)! Пушкин и Байрон, Шекспир и Макаревич… Это только то, что мне с ходу в глаза бросилось. А мне лично такие «шарады» всегда нравились :-)
К сожалению, в других песнях мельницы я продолжения этих «шарад» не увидел :-( Более того, в целом у меня от текстов «Мельницы» осталось скорее негативное впечатление – они, мне кажется, продолжают ту линию в русском (а может, и не только русском?) искусстве, начатую, мне кажется, поэтами Серебряного века, которую я про себя называю «бисероплетением»: нанизывание слов друг на друга, без особой заботы о связи каждого отдельного слова друг с другом, в расчете на то, чтобы впечатление на читателя/слушателя произвело произведение в целом, но не каждая отдельная фраза, фрагмент… Словно картины у импрессионистов.
Иногда получается хорошо – если такой стих пишется по вспышке вдохновения, на одном дыхании; но чаще здесь присутствует лишь холодный расчет, и произведение получается каким-то холодным, чужим.
Для меня наиболее яркими примерами здесь являются в музыке – Стравинский, в живописи - Кандинский, в стихосложении – «Аквариум» и Земфира. Поэтому «Аквариум» в целом мне не нравится, за исключением нескольких ранних вещей, когда, благодаря влиянию Сергея Курёхина, группа умела относиться к собственному творчеству с самоиронией, в порыве откровения признаваясь слушателю, что в песнях своих «повторяет слова, лишённые всякого смысла, но без напряжения, без напряжения…»
Да, и ещё вспоминается опубликованный в «Эксперте» когда-то давным-давно, ещё в 1990-е годы, набросок «черного квадрата» с авторским (самого Малевича!) комментарием: «Какая чушь!» Именно после этого я начал к Малевичу относится с большим уважением :-)
Ладно,
Journal information