РАЗДУМЬЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

В попытках объять необъятное...

Previous Entry Share Next Entry
Поэтический флэшмоб
bigstonedragon
И ещё один флэшмоб, опять-таки из литературной области. Суть такая: требуется разместить в своём блоге стихотворение загаданного поэта, которое окажется по какой-либо причине близким мне.
yasnaya_luna загадала мне Илью Сельвинского.
Задание оказалось непростым: не могу сказать, что Илья Сельвинский близкий мне поэт. Его стихи – те, что я читал - кажутся какими-то чересчур сухими, расчетливыми и написанными… ну, обиженным на жизнь человеком, скажем так.
Возможно, это связано с особенностями его биографии: как и многие современники, он восторженно принял революцию, но чем дальше, тем больше разочаровывался в ней. Огонь романтического революционного энтузиазма столь же благодатен для рождения стихов, как и пламя страстной влюблённости; но огонь угас, пепел остался, а привычка писать стихи осталась – вот и пишутся стихи, наполненные пеплом, но не пламенем.
К тому же Сельвинский, как указывает Википедия, был лидером конструктивистского направления в поэзии; а конструктивизм – не то направление в искусстве, которое я ценю и понимаю.
Пожалуй, лишь один стих Сельвинского я могу назвать по определенным причинам близким мне: это «Черноглазая казачка», да и то лишь потому, что это не совсем стих, а песня на стихи Сельвинского.



Песня эта накрепко засела у меня в памяти, но не потому, что очень нравилась: просто, по моим ощущениям, она до неприличия часто звучала по радио и телевидению во времена моего советского детства. Правда, сейчас, переслушав её заново, я понял, что склонен, скорее, изменить своё отношение к ней и признать хорошей русской песней (дам, пожалуй, послушать Каролинке, посмотрю, как она оценит).
Песня (точнее, стих), на мой взгляд, весьма характерен для творчества Сельвинского: написанный в 1943 году, в разгар войны, стих совершенно лишён военного пафоса; лирический герой своей военной формой, словно бронёй, отгородил свой внутренний мир от внешних потрясений, и дух его продолжает жить своей жизнью, словно не затрагиваемый ураганами трагических катаклизмов. Это бесило меня в детстве: как же так, военная песня должна быть боевой и пафосной, словно «Священная война»; видимо, моё мнение соответствовало мнению руководителей советской культуры военного времени: как указывает Википедия, в конце ноября 1943 года Сельвинского вызвали в Москву и подвергли критике за сочинительство «вредных» и «антихудожественных» произведений, и лишь личное вмешательство Сталина спасло Сельвинского от тяжёлых последствий.
Но именно то, что в детстве казалось неправильным и нехорошим, теперь воспринимается как достоинство: песня-то получилась на самом деле вневременной, она с равным успехом могла бы быть написана и во времена 1-й Мировой, и Русско-турецкой, и любой другой из казацких войн!

* * *


Загадать кому-нибудь поэта? Давайте наполним ЖЖ стихами? ;-)

Recent Posts from This Journal

  • Весёлая компания

    Выполняю обещанное - демонстрирую новый самокат и меня на нём! Я, Даня и Каролина :-) Фотографировала elvin2003

  • Пересматривая «Гонщика Спиди»

    Не раз уже писал, что отличительной чертой хороших фильмов, по сравнению с плохими, является то, что при каждом новом просмотре хорошего фильма…

  • Что же из этого следует? – следует shit…

    Это не я придумал, это строка из песенки, которую мне тут запостили в комментах к предыдущему политическому посту (об игрищах в ООН). Не отпускает…


promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 35
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…

  • 1
вот еще флешмоб :)

Надо же, а я даже не догадывалась, что это слова Сельвинского, хотя песню, конечно помню - и Вы подобрали отличное ее исполнение. Мне, правда, всегда казалось, что подковывать коней - была сугубо мужская обязанность, но кто я, чтобы судить об умениях казачек? :)

В флэшмобе участвовать я боюсь - еще зададут такого поэта, которого я вообще не знаю, а которых знаю, о тех я и так иногда пишу :)

Edited at 2017-11-26 01:24 am (UTC)

Так смысл, в том числе, и состоит в том, чтобы свой кругозор расширять :-)
Я вот про Сельвинского тоже мало чего знал, пока задание не получил :-)

Ищу на полюсе жилья.
Вдруг вижу — айсберг исполинский,
А наверху стоит Илья
Та-та-та-та-та-та Сельвинский.
Товарищ, — кричу, — замерзнешь! Брось!
Гости к тебе — я и медведица.
А он торчит, как земная ось,
И не желает к нам присоседиться.
Вижу — особые приглашения нужны.
Мигнул медведице — действуй.
И стащила она Илью за штаны.
Картина — прямо как в детстве.
Поэт глядит холоднее льда:
— Здесь я вам вождь и начальник.
Ты (это мне) кипяти чайник,
А ты (медведице) слушай сюда.
И не глядя на то, что сердито ворчит она,
Начал ее стихами обчитывать.
Обчитывает час, обчитывает другой,
Перешел без передышки на третий.
Медведица взвыла: — Пощади, дорогой.
У меня же муж и малые дети.
Лучше взведи, — говорит, — курок
И всади мне пулю меж ребер,
Чем всаживать девять тысяч строк…
—Илья нахмурился: — Добре.
Поэтическую отсталость твою отметим,
Ты, видно, и в детстве мещанкой была.
Катись-ка, матушка, к мужу и детям,
Пока у тебя шкура цела.
Полетела медведица пулей — в-ж-ж-жу!
Только и видели ее в тумане.
А я в ознобе сижу и дрожу:
Сейчас меня обчитывать станет.
Но, видно, гнев взял перевес
Или долго нельзя кипеть на морозе,
—Смотрю, Илья на айсберг полез
И опять вверху в поэтической позе.
Так и стоит он — in Mund Solus
И будет стоять до того момента,
Пока не использует Северный полюс
На все сто и четыре процента.

(С) А. Архангельский

Как и Вы, я Сельвинским не очень интересуюсь, потому оригиналы, на которые написана эта пародия мне неизвестны. Но забавно.

Edited at 2017-11-26 10:00 am (UTC)

А себе поэта не хотите? ;-)

В прошлые флешмобы такого типа я пролетал как фанера - такие мне доставались, которых "ни при какой погоде" читать бы не стал.

Давайте попробуем, надежда умирает последней, вдруг у Вас рука легкая и выпадет кто-нибудь из уважаемых мною.

Тогда дам на выбор любого их двоих: либо "классика" - Вадим Шефнер, либо из современных - Вера Полозкова aka izubr

В яблочко. Спасибо.

Не-а, Изюбрь - это Аля Кудряшова. :))

Edited at 2017-11-26 03:06 pm (UTC)

Упс :-(
Mea culpa, просто перед глазами всё время мелькало последние дни - Полозкова, Полозкова (в связи с её московским концертом), вот и написал машинально :-)

Здравствуйте! Ваша запись попала в топ-25 популярных записей LiveJournal северного региона. Подробнее о рейтинге читайте в Справке.

Я два года назад принесла том Сельвинского вместе с кипой других книг, которые кто-то вынес из дома и сложил под соседним подъездом. С тех пор, кжется, лишь однажды встречала его сборник у букиниста.

Не знала, что это слова Сельвинского к песне, но я от песни как раз не в восторге, а стихи некоторые мне у него нравятся:

Муза! Как ни грусти, ни сетуй,
А вывод мой, к сожаленью, таков:
Среди миллионов, читающих газету,
Девять десятых не читает стихов.

Иного к поэтам влечёт их полемика,
Однако с затишьем и этот стихал...
Но есть
одно
лихое
племя,
Живущее на побережьи стиха.

Это уже не просто читатель,
Не первый встречный и не любой.

Он не стучит по рифмам, как дятел,
Не бродит в образах, как слепой,
Не ждёт воспитанья от каждой точки,
Не умиляется от пустяка –
Совсем по-иному подходит к строчке
Читатель стиха.

Он видит звуки,
слышит краски,
Чувствует пафос, юмор, игру,
И свои пузырьки литературные карасики
Ему не всучат за жемчужью икру;
Ему не внушить, рассказавши про заек,
Что это львы,
да Толстые притом!
(Кстати сказать, вдохновенный прозаик
В его глазах – поэтический том.)

Иной читает только в дороге,
Пейзаж пропускает, ищет любовь,
По вкусу ему и Бальмонт и Доронин,
А больше беф-строганов или плов.

А наш, овеянный нашими снами,
Сам горит, как летящий болид,
А наш, как родственник, дышит с нами
И знает, что у кого болит...

Иной читатель – прочёл и двигай,
Давай другого, а первый катись!
А наш, как с девушкой, дружит с книгой.
Читатель стиха – артист.

Он ещё смутен, этот читатель,
Он ещё назревает, как бой,
Его меж нулей не учли в Госиздате,
Но он
управляет
нашей судьбой!

Как часто бездушные критикококки
Душат стих, как чума котят,
И под завесой густой дымагогии
В глобус Землю втиснуть хотят;

Сколько раз, отброшен на мель,
Рычишь:
«Надоело! К чёрту! Согнули!»
И, как малиновую карамель,
Со смаком глотнул бы кислую пулю...

И вдруг получишь огрызок листка
Откуда-нибудь из-за бухты Посьета:
Это великий читатель стиха
Почувствовал боль своего поэта.

И снова, зажавши хохот в зубах,
Живёшь, как будто полмира выиграл!
И снова идёшь
среди воя собак
Своей. Привычной. Поступью. Тигра.

Закон параллельной синхронизации в действии!)) Я поэта Сельвинского вообще знать не знала. Недавно наткнулась на него, читая про издательство Узел. Еще подумала - что за поэт? В следующей книжке об эвакуации творческой интеллигенции из Москвы в Ташкент опять Сельвинский. И вот теперь он же во флешмобе)))

Магия ЖЖ :-)
Я уже не раз замечал, что по необъяснимым причинам одну и ту же тему вдруг начинают обсуждать одну и ту же тему. Вот в данном случае - Сельвинский :-)
Подхватить флэшмоб не хотите? ;-)

А Вике я как раз поэта выдавала)) А у меня был Северянин))

Про магию жж - согласна, ага

  • 1
?

Log in

No account? Create an account