
Слова «Тринадцать хонгов», естественно, сразу породили ассоциации с «тремя ракушками» (кто смотрел «Разрушителя» со Сильвестром Сталлоне, тот меня поймёт) :-)
В голове зароились вопросы: почему «хонгов», а не каких-нибудь «чангов» или «пингов»? Почему «тринадцати», а не «двенадцати» или «четырнадцати»?
Конечно , если бы я заранее подробно ознакомился с историей Гуанчжоу или хотя бы прочитал статью о «тринадцати хонгах» в англоязычной части Википедии (аналогичной русскоязычной статьи в Википедии нет), то вопросов бы не возникло. Но, увы, историю Гуанчжоу я до отъезда не изучал. А зря! :-(
Дело в том, что на протяжении столетий Гуанчжоу для Китая, подобно Петербургу доя России, служил своеобразным «окном в Европу», оставаясь единственным портом, открытым для морской торговли с иностранцами. «Хонги» представляли собой по сути постоянные торговые представительства иностранных государств, располагавшиеся как раз на той территории, которую сейчас занимает Парк Гуанчжоуской культуры – Английское, Французское, Испанское, Австрийское, Голландское, Датское, Шведское и т.д., а с определенного времени также и Американское. Русского не было: российская торговля с Китаем ведась посуху, через погранияную Кяхту, а впоследствии и непосредственно через столичный Пекин.
Именно хонгам и были посвящены фрески на станции метро «Парк культуры», которые я показывал прошлый раз – помните?

Сам музей хонгов открылся совсем недавно – на гугль-картах его нет, соответствующее место обозначено как «выставочный зал парка культуры». Порывшись в интернете, наткнулся на новость, что произошло это всего лишь год назад – в сентябре 2016 года! Музей бесплатный – как и в Музее археологических раскопок дворца Наньюэ здесь нужно лишь получить в кассе бесплатный билет – для сбора статистики о посещаемости, что ли?

Экспозицию открывает панорама Жемчужной реки хонговских времён с плывущими по ней многочисленными кораблями:

Некоторые корабли представлены макетами:

Некоторые – лишь рисунками с пояснительными надписями, которые, хвала небесам, сделаны здесь не только по-китайски, но и по-английски!


Назначение некоторых кораблей весьма, скажем так, специфическое – к примеру, плавучий магазин или судно-ловушка для пиратов на предыдущих снимках. А вот, например, и вовсе - плавучий публичный дом!

Слежом за галереей кораблей попадаем в центральный зал музея, огромный, красивый и величественный. К сожалению, мой фотоаппарат его «не вытянул», снимок смазанный получился :-(

Повернув из главного зала налево, мы попадаем в зал с огромным макетом старинного Кантона, возле которого застреваем надолго: рассматривать такое – удовольствие и для взгослых, и для детей:






После этого начинается та часть экспозиции, которая посвящена непосредственно хонгам.
Схема расположения хонгов:

…опять-таки, их макет:

Картина, изображающая, как «Все флаги в гости будут к нам!»

Образцы «колониальных товаров»…


…и предметов быта купцов тех времён:


А вот дальше начинается самое, может быть, интересное – серия небольших залов, оборудованных в виде лавок китайских купцов XVII века!
Ещё раз извиняюсь за качество фотографий; впрочем, всё равно это всё надо видеть своими глазами, да даже и не столько видеть, сколько ощущать себя в атмосфере тех времён, оказаться вдруг наяву в Кантоне 400-летней давности!
Открывается эта галерея чайной лавкой:

Лавка торговца шелками:

Торговец фарфором:

А теперь – почувствуйте себя на борту шведского торгового судна, только что заполнившего свои трюмы этими самыми шелками, фарфором и чаем!



И небольшой пояснительный текст (на английском) – о «всемирно-историческом значении» и «огромном влиянии на судьбы Всего Мира» старинного Кантона и его хонгов. Как говорится, «сам себя не похвалишь…» :-)

«
Маленькая интерлюдия: ещё одна картина со старинным видом Жемчужной реки.

Пагода на берегу – это вовсе не старинная Цветочная пагода, о которой я вам подробно рассказывал: несмотря на все перемены русла Жемчужной реки, Цветочная пагода никогда не оказывалась настолько близко от её берегов. Это – Пагода Красного Холма (赤岗塔, Чикан-та), которую я в своих рассказах оставил без внимания.


Между этой пагодой и берегом Жемчужной реки ныне взметнулась Кантонская башня, и на её фоне пагода Чикан потерялась совершенно так же, как в своё время потерялись на фоне гостиницы «Россия» древние московские церкви на Варварке. Пагода прозябает в запустении, окруженная бетонным забором; разве что не разваливается пока. Туристов к ней не пускают :-(
«
Экспозиция второго этажа музея посвящена декоративно-прикладному искусству и быту зажиточных китайских семей времён XIX – начала ХХ века. Основана она на коллекциях, подаренных музею какими-то современными богатыми китайскими семьями.
Вот, к примеру, макет жилища торгового представителя одной из западных компаний – здесь даже патефон и пианино наличествуют:

Красивая ширма:

Богатая мебель:


Много красивой одежды (фотографии, ну, совсем не получились); зато могу продемонстрировать «пояснительную табличку» - своеобразную «табель о рангах»: определенная нашивка, определенный узор на одежде – это не просто так, это то же самое, что погоны на мундирах гражданских и военных служилых людей европейских стран и России!
При этом дракона имел право носить на своей одежде только Император. :-)

Там много чего ещё было; увы, невозможно перефотографировать всё.
Но, возможно, самое удивительное, прекрасное и волшебное ждало нас под самый занавес: коллекция вееров!
Пожалуй, одно слово: феерично! :-)
Вот парочка вееров птичьих, из натуральных перьев:


А вот парочка вееров миниатюрных, с настолько тонкой отделкой, что её под лупой рассматривать надо:


Ну, и вершина ИМХО коллекции – боевой веер!

Он состоит из металлических пластин, причем каждая из них ещё и может быть вынута и использована в качестве дротика. А я-то думал, это просто выдумка авторов мультика про Мулан! :-)
В общем, выходили мы из музея, переполненные впечатлениями. Случайный выбор места последней поездки оказался как нельзя более удачным!
«
На этом, пожалуй, всё про Гуанчжоу; впереди – Чжанцзяцзе!
Journal information