bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

Парочка реплик о Мао Цзедуне, парке Ливаньху и китайском садово-парковом искусстве в целом

Самое сильное потрясение от парка Ливаньху я испытал, когда узнал, что он был основан всего лишь в 1958 году.
В третий раз за время пребывания в Гуанчжоу я ощутил когнитивный диссонанс между своими представлениями о Китае 1950-х годов и реальностью, наблюдавшейся в Гуанчжоу. Казалось бы – страна только-только освободилась от японской оккупации и вышла из полувековой гражданской войны; одна из беднейших стран мира того времени, где только-только начинается индустриализация; страна, где владычествуют коммунисты, организующие «Большой скачок» и «Культурную революцию»; и вот – именно в этой стране в 1950-е годы в Гуанчжоу:
- строится монумент «Пять козлов»; ну, представим себе, чтобы в сталинское время у Финляндского вокзала вместо памятника Ленину поставили бы памятник Вяйнямёйнену или старухе Лоухи!
- университету присваивается имя Сунь Ятсена (ага, в СССР назвали бы университет именем Александра Керенского и воздвигли бы ему памятник!)
- наконец, строится этот самый парк Ливаньху с бессчетным количеством «архитектурных излишеств», вместо которых можно было бы, наверно, несколько кварталов домов для бедноты построить!
Как-то не вяжется всё это с образом маоистского Китая, который десятилетиями формировали у нас. Зато очень даже «вяжется» с образом Мао как великого правителя, продолжателя дела древних императоров, положившего начало освобождению Китая от западного влияния и возрождению его величия и мощи.
В целом, китайские парки оказались едва ли не самым неожиданным и приятным впечатлением от Китая. Вообще, про садово-парковое искусство Китая у нас известно, на самом деле, очень мало, и информация, как мне кажется, мало адекватна. В статье Википедии, посвященной садово-парковому искусству, лишь одним словом упомянуты «сады Сучжоу». А в качестве основных типов парков упомянуты лишь «регулярные «французские»», «пейзажные «английские» и «миниатюрные сады в древнеримском, испано-мавританском и японском стиле».
Судя по тому, что я увидел, китайские парки действительно можно по некоторым внешним признакам подвести под категорию «английских»; но есть в них нечто принципиально отличное от любого направления в европейском садово-парковом искусстве. В каждом из китайских парков, которые я посетил – а кроме Гуанчжоу и Шэньчжэня это были ещё и парки Чжанцзяцзе – важное значение имели не только деревья, камни, ручьи. Чего не было ни в одном из европейских парков, но что присутствует в каждом из парков китайских – это не только визуальное, но и звуковое оформление. Причем это может быть как музыка, льющаяся из скрытых от глаз динамиков, как в Люхуаху или Юэсю, или даже «вживую», как в парке Баофенг в Чжанцзяцзе, о котором рассказ ещё впереди, так и «художественное квакание», как в Ливаньху. Причем я не уверен, в самом ли деле там квакали живые лягушки, или квакание опять таки доносилось из динамиков, скрытых в кущах водных растений. Плюс ещё и подсветка.
Всё это родним китайское садово-парковое искусство скорее с таким видом европейского искусства, как перформанс, а вовсе не с «французскими» или «английскими» садами.
При внешней схожести с Западом, Китай всё-таки совершенно особый мир, который ещё долго можно открывать и поражаться вновь открытому!

Перейти к полному перечню (оглавлению) постов о китайских приключениях
Tags: Китай
Subscribe

Posts from This Journal “Китай” Tag

promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments