А проект, между тем, может оказаться интересней, чем кажется на первый взгляд. Уже давно - очень давно - сложилась традиция иллюстрирования мира Толкина. Ее разработали и довели до вершины еще в 80е-90-е крупные художники-иллюстраторы: John Howe, Allan Lee, Ted Nasmith, Roger Garland; а фильм Питера Джексона использовал ее, пригласив оных художников для создания concept-art'а, и, казалось бы, окончательно, намертво припечатал к книге эту систему визуальных образов. Со времен выхода фильма уже 15 лет фандом не создает ничего нового, только тиражирует перерисовки стоп-кадров фильма и любительские зарисовки в русле традиции; и поделки эти становятся всё скучнее, всё бледней и однообразнее. Изредка можно найти исключения, но их крайне мало, и у каждого годных работ тоже мало. Между тем, чем больше я изучаю текст "Властелина Колец" (а изучаю я его очень въедливо, ну, вы понимаете), тем больше прихожу к выводу, что сложившаяся традиция НЕУДОВЛЕТВОРИТЕЛЬНА.
Во-первых, она поражает однообразием. Не важно, находитесь ли вы в Шире, Лориене, Гондоре или Мордоре, в Средиземье, Валиноре, Белерианде, в Первой эпохе или в Третьей, вы увидите примерно одно и тоже: серебристые, немного сумрачные, немного меланхоличные пейзажи и тусклые фигуры в квазисредневековой одежде. Во-вторых, она поражает отсутствием - как бы это поделикатнее выразиться - характера... или, правильнее сказать, страсти... или яркости... или сердитости...
Иными словами, при доскональном изучении книга оказалась буквально фонтаном колоритных и не похожих друг на друга образов, и существующая на данный момент традиция иллюстрирования даже отдаленно не воспроизводит его. В книге, несомненно, есть места, по духу соответствующие традиционный изображениям. Я даже скажу, какие: это путь от Шира до Ривенделла, то бишь бОльшая часть первой половины первого тома. Четверо несчастных хоббитов, волею судьбы изгнанных из дома, несколько недель бредут по безлюдной, пустынной местности; осень, дождливо, холодно; болота, пустоши, одинокая Ветряная Вершина на горизонте; в сопровождающие навязался какой-то сомнительный тип, по пятам преследуют Черные Всадники, в мрачных холмах прячутся приведения, приходится блуждать и скрываться; все усталые и подавленные, а неприятности всё копятся и копятся... Далее есть еще несколько похожих кратких провалов в серую тревожную меланхолию: путь от Ривенделла до Мории, исход из Лориена, финал погони через Роханскую степь; но это всё короткие эпизоды, а остальной массив - это взрывной калейдоскоп красочных образов: тьма Мории, чистое сияние Лориена, высокий классицизм Минас Тирита, полет зари над вольным простором Рохана, полнейший хексен Эмин Муила и Гиблых болот, отголоски Второй Мировой в осаде Гондора, и т.д.т.д.
Это серьёзный вызов. По правде сказать, я даже начинаю склоняться к мысли, что одного художника может оказаться недостаточно для того, чтоб визуализировать всё это разнообразие. Одному человеку не хватит фантазии. Я уже недоумеваю, как фантазии хватило Толкину. Очевидно, это действительно был человек талантливый, и ему понадобился весь его гигантский жизненный опыт.
К созданию иллюстраций надо подходить кропотливо. Нельзя просто сесть и "из головы" нарисовать. Надо продумать сюжет и концепцию для каждой, подобрать реальные модели и прототипы; не возбраняется дерзить, вплоть до технофэнтези у Нолдоров Первой эпохи или стимпанка на Нуменоре (хотя такие вещи потребуют особо дотошного обсуждения). Кроме того, для разработки концепций может понадобиться целая коллегия заинтересованных лиц, поскольку, как я заметила, фантазия читателей обычно работает в каком-то одном узком направлении: я встречала специалистов по хоббитам, специалистов по эльфам, по оркам, по нуменорцам, по рохирримам и т.д.т.п., но не встречала специалистов по всему.
В общем, я вспоминаю про принцип пяти рукопожатий. Народ, вдруг кто-нибудь из вас знает человека с навыками рисования, которому это может оказаться интересно?
Journal information