bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

Categories:

Китай: общие впечатления (часть 2). Китай Организованный

Казалось бы, такое безумное многолюдье должно порождать массу проблем; но китайцы весьма успешно с этими проблемами справляются, и секрет здесь кроется во второй удивительной особенности Китая – в его организованности. Да, именно «ОРГАНИЗОВАННЫЙ» будет, пожалуй, вторым ключевым словом, которое приходит на ум при воспоминании о поездке!
Чтобы передать этот дух организованности, я приведу, пожалуй, лишь два примера.
Во-первых, это китайские очереди. Они стоят на входе к любым интересным достопримечательностям! И по российским меркам, просто огромны. Как правило, в России стояние в подобных очередях, во-первых, затягивается на неоправданно долгий срок; во-вторых, сопровождается бесчисленными склоками и сварами. Первая из российских особенностей обусловлена в значительной мере наличием многочисленных «внеочередников». Мало того, зрелище привилегированных «внеочередников» вносит немалый вклад и в то, чтобы подпортить настроение стоящих в общей очереди и спровоцировать склоки и свары.
В Китае этих факторов нет! Очередь всегда только одна. Никаких привилегий для организованных туристов здесь нет! Организованные группы подъезжают на автобусах к месту начала маршрута и встают в общую очередь.
Эта самая «общая очередь» выглядит весьма внушительно, но на деле ничего страшного нет. Всё донельзя организованно, чётко и достаточно быстро. Очередь «свёрнута» в змейку под навесом для защиты от солнца и дождя, двигается быстро, никто не пытается влезть без очереди, люди очень доброжелательны – по крайней мере, по отношению к нам.
Видимо, важно здесь ещё и обилие стражей порядка (хотя при мне им ни разу не пришлось вмешиваться); и, очевидно, точный расчет «туристопотока», позволяющий обеспечить необходимую интенсивность движения туристов возле достопримечательности, с тем, чтобы ожидание в очереди не затягивалось.

DSC03639

DSC03385

DSC03246

Второй пример «организованности» - это метро. Мы пользовались метрополитеном в двух городах – в Гуанчжоу и в Шэньчжэне; Шэньчжэнь, расположенный всего в 150 км от Гуанчжоу, на границе с Гонконгом, - тоже город с населением около 10 миллионов человек. Метро и в Шэньчжэне, и в Гуанчжоу очень молодое, в Гуанчжоу оно как раз сейчас отмечает своё 20-летие, и я совершенно не представляю, как они до конца 1990-х годов ухитрялись обходиться без него. Но несмотря на свою молодость, по объёму пассажироперевозок метро в Гуанчжоу уже входит в число мировых лидеров!
Тем не менее, ни давки, ни неразберихи, ни хаоса в метро не наблюдается. Достигается это, во-первых, за счет продуманности его структуры и, во-вторых, за счет постоянного оперативного регулирования людских потоков со стороны работников метрополитена.
Метро и в Гуанчжоу, и в Шэньчжэне отличается тем, что, в отличие от московского и петербургского метро, имеет не радиально-кольцевую, а прямоугольно-сеточную конфигурацию. Да, в результате, чтобы попасть из одной точки в другую, приходится совершать, как правило, не одну, а две пересадки; но зато пассажиропотоки распределяются между разными линиями метро гораздо более равномерно, чем у нас.
Станции имеют конфигурацию типа «горизонтальный лифт» (аналогичную мы видели и в Дубае) – вариант, первоначально разработанный в СССР (в Питере станции, построенные в конце 1960-х-начале 1970-х годов именно таковы), но затем у нас благополучно забытый, но зато, с некоторыми модификациями, успешно применяемый, как выясняется, за рубежом, в том числе и в Китае. Применение такой конфигурации вкупе со специальной разметкой на полу станций позволяет оптимально распределить пассажиров по платформе, выстроить их именно там, где им удобнее всего будет садиться в поезд. Для посадки люди опять-таки выстраиваются в очереди. На платформах дежурят работники метро, которые следят за соблюдением пассажирами правил, обозначенных «разметкой» :-) А на самых «пассажиронапряженных» станциях предусматривается открытие дверей сразу с двух сторон поезда, при этом с одной стороны люди только выходят из вагонов, с другой стороны – только входят. Во избежание путаницы двери на выход открываются при этом чуть раньше, чем двери на вход, чтобы люди, едущие в поезде, успели сориентироваться и не мешали заходящим в поезд.
Встречные потоки пассажиров на станциях разделяются временными «заборчиками», конфигурация которых меняется в зависимости от складывающейся ситуации.
Естественно, для этого требуется много работников – но для Китая это не только не проблема, но, напротив, вклад в решение проблемы занятости полуторамиллиардного населения :-)

1 DSC04393
На станции метро в Гуанчжоу: разметка показывает, где люди будут выходить из вагонов, а где надо стоять, чтобы сесть в поезд. Специальные работники следят, чтобы пассажиры соблюдали указания разметки. В результате посадка-высадка осуществляются оперативно и организованно.

2 DSC04395
Автоматы по продаже жетонов для проезда. Стоимость зависит от длины поездки; минимальная - 2 юаня (16 рублей), максимальная (из конца в конец города) – 10 юаней.

3 DSC04396
Схема линий метро на экране автомата по продаже жетонов

4 DSC04500
В вагоне поезда метро. «Уступайте места пожилым, беременным, детям и инвалидам!» :-)

5 DSC04501
В вагоне поезда метро. «Не стойте и не прыгайте, не пойте, не пляшите…» :-))

6 DSC04392
«Социальная» реклама в метро: «Если вы собрались ехать в метро, не одевайтесь, как принцесса: это создаст проблемы и вам, и окружающим!»

7 DSC04379

8 DSC04394

9 DSC04499
«Социальная» реклама в метро: «Старикам вежде у нас дорога!»


DSC03023
Ну, и, наконец, «социальная» реклама, которая понравилась мне больше всего: «Настоящие мужчины в метро не занимают сидячие места, а едут стоя, и при этом держатся за поручень!»

(продолжение следует!)
Tags: Китай
Subscribe

Posts from This Journal “Китай” Tag

promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 29 comments