РАЗДУМЬЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

В попытках объять необъятное...

Previous Entry Share Next Entry
Претензии к "пирамиде Маслова": часть 3. О безопасности, свободе и справедливости
bigstonedragon
3) Напрашивается вывод, что «иерархия потребностей» («пирамида Маслова») должна строиться по принципу биологической обусловленности:
- физиологические потребности, «срабатывающие» у всех без исключения здоровых представителей данного вида;
- биолого-социальные – потребности, обусловленные генетически, но «срабатывающие» не у всех (возможно, в силу условий жизни или воспитания);
- потребности чисто социального происхождения (а есть ли такие, кстати? Интуитивно кажется, что есть).
Частично биолого-социальные потребности я уже упомянул в предыдущей части: это, к примеру, потребность в предпринимательской деятельности и потребность в доминировании/насилии/агрессии (проявлением которой является, на мой взгляд, увлечение такими «взрослыми играми», как эротическое связывание и прочее BDSM – играми, увлечение которыми, в условиях происшедшей «сексуальной революции» и скачкообразного «раскрепощения» нравов, вырвалось сейчас на уровень уже даже выше биологически обусловленного).
Однако существует ещё как минимум две потребности, которые относятся к числу «биолого-социальных» и которые не упоминаются в ВИКИ-версии «пирамиды Маслова». Это потребность в свободе и потребность в справедливости.

3а) Вызывает удивление, что Абрам Маслов, сын киевского еврея, эмигрировавшего из явно несвободной царской России в более свободные США, не выделил «свободу» в качестве одной из основных потребностей человека – тем более ,в условиях популярной уже в те времена идеи о дилемме «свободы и безопасности» в политических предпочтениях граждан. Или последовавшие на его прародине еврейские погромы, а затем геноцид периода II Мировой войны, выдвинули «безопасность» как одну из основных потребностей настолько высоко, что она затмила всё остальное?
Ни один из прочитанных мною авторов – популяризаторов биологии – ни Марков, ни Казанцева, ни Дольник – не упоминают о биологической обусловленности потребности в свободе. Возможно, что это – одна из «очевидных» идей, которые почему-то не считается достойным доказывать. Для меня она и в самом деле очевидна – попытки ограничивать свободу живого существа всегда натыкаются на сопротивление. Никто не хочет сидеть в клетке, все пытаются вырваться из неё. «Как волки ни корми, а он всё в лес глядит».

3б) Возможно, что именно кажущаяся самоочевидность биологической обусловленности «стремления к свободе» и не позволила биологам написать подобающее по объёму и убедительности рассуждение на эту тему; зато, что в своё время явилось для меня весьма неожиданным, у Маркова встретилось достаточно пространное и убедительное рассуждение о генетических корнях чувства справедливости - где-то год назад я посвятил этому аж несколько постов.
Рассуждения Маркова показались мне настолько убедительными и интересными, что я с тех пор пребываю в убеждении, что именно «инстинкт справедливости» является основной движущей силой всех социальных революций (и контрреволюций).
И в то же время в ВИКИ-версии «Пирамиды Маслова» потребность в справедливости опять-таки отсутствует! Между тем как ,на мой взгляд, обе они – и потребность в свободе, и потребность в справедливости – должны лежать на одном уровне с безопасностью, образуя с ней диалектическое «единство».

За сим пока что откланиваюсь.
Огромное спасибо всем френдам, оставившим комментарии - chinz, sahonko, jollyj, kammerer1 и всем остальным! Я, честно говоря, даже и не рассчитывал на настолько активный отклик. Это было приятным сюрпризом!
Благодаря вам у меня уже набралось достаточно большое количество материалов для прочтения и идей для обдумывания. Так что вернусь к этой тематике, видимо, лишь после того, как прочитаю и обдумаю! :-)

Posts from This Journal by “Пирамида Маслова” Tag


promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 30
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…

  • 1
" Вызывает удивление, что Абрам Маслов, сын киевского еврея, эмигрировавшего из явно несвободной царской России в более свободные США"

Вообще-то это не удивительно именно по причине еврейства.
иудаизм (и не только) пронизан идеей , что всё в мире происходит по "Его воле", т.е. человек связан причинно-следственными законами мироздания.
В таком мировоззрении практически нет места слову "свобода", тем белее в трактовке слова "свобода" относительно каких-то общественных отношений.
С этой точки зрения для еврея царская Россия не отличима от США. В чём там больше свободы? В удовлетворении "низших" потребностей в сексе, еде, богатстве и власти? Да. Это более комфортное состояние, но не более.
Предназначение "еврея" веками в иудаизме культивировалось - наполнять потребность в познании, а для этого по большому счёту не много нужно: свиток Торы, Талмуд, соплеменники, да раввин (объясняющий трудные места из книг).
Т.е. у Маслова это было "вбито" на генетическом уровне.
Недавно читал про традиции в еврейских местечках России. Так ещё в 19-ом веке завидным женихом считался не "богатый" юноша, а "умный" ("знающий и изучающий Тору") независимо от материального положения его семьи.
Отсюда. кстати. и корни рождения в голове Маслоу его пирамиды. Так исторически было устроена жизнь в еврейской общине. И. заметьте, это помогло евреям не расстворится среди окружающих народов в течении 2000 лет с момента римского изгнания из эрец Израэль (земли Израиля)




потребность в свободе, думаю, обусловлена не биологически, а физически. Замкнутая система погибает.

иными словами, проблемы пирамиды Маслоу - в том, что она недостаточно абстракта. Конкретика мешает соглашаться с ней. Вопросы вызывает лишь то, на какой уровень распихивать какие потребности, но не само существование иерархии потребностей.
Если абстрагировать пирамиду, то у любой живой системы на нижнем уровне находится потребность сохраниться, на верхнем - расшириться.
Когда начинается дифференцирование множества конкретных потребностей по уровням, то - если потребность имеет отношение к выживанию, ее "рейтинг" понижается, а если к расширению - повышается.
Споры могут возникать из-за того, что некоторые потребности могут иметь отношение и к тому, и к другому. Например, жажда познания, исследовательское поведение. С одной стороны, без него фиг выживешь: не будешь знать, где живешь, быстро попадешь в беду. С другой стороны, исследовательское поведение - расширение сферы деятельности человека/чееловечества в высшей степени сложности. Так что жажду познания легко можно ставить и на самый нижний, и на самый верхний уровень, в зависимости от конкретных проявлений.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account