Наиболее близкими аналогами Кришны в европейской литературе будут, пожалуй, Локи из скандинавских мифов и Карлсон из небезызвестной сказки Астрид Линдгрен. Однако, в отличие от них, Кришна в индийской традиции – персонаж однозначно положительный! Даже несмотря на то, что шуточки Кришны, как и у Карлсона, носят далеко не всегда безобидный характер: например, шутки ради разбить все кувшины на головах у шествовавших процессией женщин и сделать вид, что это вовсе не он, а Арджуна виноват.
На первый взгляд, дело выглядит так, будто у Кришны «лёгкость в мыслях необыкновенная».
«Ты мерзавец!» - орёт ему демон. «О, «мерзавец»! Такого прозвища у меня ещё не было, надо не забыть дописать его в список моих прозвищ, а то ведь забуду!» - отвечает Кришна.
«Ты обещал, что в нашем с тобой походе мне предстоит встретиться с такими испытаниями, с какими мне до сих пор не доводилось сталкиваться, с какими даже я могу не справиться!» - кричит возмущённый Арджуна, которого Кришна переодел женщиной; «Ну, и правильно, разве тебя раньше наряжали в женское платье? Разве сможешь ты сыграть роль моей сестры, если ты и выше, и мускулистей меня? Это очень трудное испытание!» - со своей извечной улыбочкой на устах отвечает Кришна.
Но при всём том Кришна играет чрезвычайно важную роль в этом архаичном мире древней Индии. Взяв де-факто себе в ученики Арджуну, он своими постоянными шуточками, насмешками и действиями в духе «reductio ad absurdum» настойчиво пытается выбить из Арджуны накрепко засевшую в этом принце мораль «Сила есть – ума не надо», доказать и показать, что на самом деле ум всегда может побюедить грубую силу. Да, в случае с демоном это вышло как-то не очень красиво с моральной точки зрения – демон ведь не знал, что под плащём спит гуру с испепеляющим взглядом, а вовсе не Кришна. Но вот, к примеру, другая ситуация, когда Арджуне как раз и пришлось переодеваться женщиной. «Нам нужно попасть в эту крепость», - говорит Кришна. «Прикажи, господин, и мои волшебные стрелы разрушат её стены!» - порывается «помахать шашкой» Арджуна. «Зачем? – обрывает его Кришна. – Это хорошая крепость, зачем портить её? Давай лучше немного схитрим!»
И т.д., и т.п. Ей-богу, обидно становится, что Кришна взял себе в ученики именно Арджуну; мне кажется, тот же Дурьодхан, не говоря уж о Дхритараштре, был бы куда более благодарным учеником. Ведь, судя по всему, и тот, и другой от природы наделены «умом и сообразительностью», так, что даже за 12 лет «обучения» гуру Дрона, стремившийся натаскать принцев лишь в военных искусствах, чтобы их руками завоевать царство Панчал, не смог «»выбить» из Дурьодханы умения находить себе нужных друзей и завоёвывать их дружбу, проявляя зачастую недюжинные дипломатические способности.
Впрочем, вернёмся к Кришне. Я тут не случайно вспомнил первым делом именно о Локи как его аналоге в европейской мифологии; Кришна, каким он предстаёт в индийском сериале, действительно моментально заставляет вспомнить о Локи, но не о Локи из скандинавских мифов, а о Локи из голливудской саги о Торе сотоварищи! На мой взгляд, Саурабх Радж Джейн, исполняющий роль Кришны в «Махабхарате», даже внешне похож на Тома Хиддлстона. Хиддлстон, исполнявший роль Локи в голливудских фильмах, обладает армией «фан-герлов»; не знаю, как насчет Саурабха, но у Кришны, как пишет
И в сериале – единственный раз, когда Кришна посерьёзнел и вместо обычной своей тактики «лучше убежать, чем подраться» всё-таки предпочёл подраться, - это был тот случай, когда его противник посмел назвать свою сестру «собственностью» её жениха. «Она – свободная женщина, а не чья-то собственность!» - восклицает Кришна и демонстрирует принцу, что не следует даже пытаться тягаться с богом в боевых искусствах. Всё-таки, «добрым словом и кулаком добьёшься большего, чем добрым словом!» :-)
Journal information