bigstonedragon (bigstonedragon) wrote,
bigstonedragon
bigstonedragon

Category:

«В пустыне и джунглях»

1960-е-70-е годы – время неожиданного и беспрецедентного взлёта польского кино. Достаточно вспомнить такие фильмы, как «Потоп», «Фараон», комедии Махульского… не говоря уж об арт-хаусе.
Мне вот вдруг приспичило пересмотреть один из любимейших фильмов юности – «В пустыне и джунглях». Что мы с Каролинкой и сделали :-)
Фильм смотрится на удивление современно и я бы даже сказал злободневно. Прекрасные съёмки, прекрасный саундтрэк, оригинальный сюжет! Всё-таки Сенкевич был великий мастер по части сочинения историй. Жаль только – конец скомкан. Такое впечатление, будто писал-писал человек, и вдруг надоело, переключился на что-то другое, а для этой истории просто приписал на скорую руку «хэппи-энд», не задумываясь особо.
Попутно выяснилось, кстати, что при дубляже в своё время фильм здорово порезали – на полчаса экранного времени! На ютьюбе есть как русская версия, так и оригинальная; тем, кто в ладах с польским языком, всячески рекомендую именно оригинальную версию. Где-то в инете, кстати, нашёлся и «смешанный» вариант, где в русскую дублированную версию вмонтированы вырезанные куски.

В пустыне и джунглях:
Русская версия



Польская версия



Два аспекта показались мне в фильме особенно примечательными.
Во-первых, это образы главных героев – 14-летнего Стася и 7-летней Нель. Насколько же отличаются эти дети – в лучшую сторону! – от тех стереотипных детишек, которых принято показывать в современных фильмах! В качестве эталона для сравнения можно взять спилберговскую «Войну миров» - фильм, который тоже очень нравится мне. Но до чего ж там противные дети! Оба – и мальчик, и девочка – ровесники героев Сенкевича, а девочка ещё и внешне напоминает Нель – такая же блондиночка-ангелочек; но ведут себя просто отвратительно! У Спилберга девочка лишь истерит и по делу, и не по делу, и не только не помогает, но даже и мешает взрослым себя спасать, всё портит и постоянно тупит. Мальчишка не лучше – истеричный эгоист, ни грамма ответственности ни за себя, ни за сестру, наплевательское отношение к её судьбе и совершенно неадекватные оценки происходящего. И полное неумение держать себя в руках и мыслить хоть мало-мальски рационально.
В противоположность им герои Сенкевича – это те дети, которых хочется ставить в пример подрастающему поколению. Наивность, романтизм и идеализм свойственны им ровно настолько, насколько и полагается детям их возраста. При этом они умеют бороться со своими страхами и не поддаваться отчаянию; никогда не истерят, но всегда ищут пути выхода, даже из самых сложных, опасных и просто отчаянных ситуаций.
И мне верится, что нормальные, неизбалованные дети будут вести себя именно так, как герои Сенкевича!
И гуманистический пафос – единственный пафос, который позволяет себе Сенкевич. Казалось бы, о каком гуманизме может идти речь в самом эпицентре кровавого хаоса махдистского восстания? Но даже в этих условиях у Сенкевича каждая смерть остаётся трагедией! Даже смерть злодея Гебра, готового убить и Стася, и Нель – это убийство, которое Стась не может себе простить. Даже смерть льва, едва не сожравшего главных героев, - это трагедия! И трогательная фраза Нель, врезавшаяся мне в память ещё в студенческие времена, когда, не имея возможности достать Сенкевича в русских переводах, я читал его в оригинале на польском – «Stasiu, nie zabij slonia!»
Такой градус гуманистического пафоса очень редко можно встретить в современных фильмах. Разве что у Клинта Иствуда в «Гран торино», «Письмах с Иводзимы» и других поздних фильмах; да ещё, пожалуй, в «Игре Эндера».
В общем, фильм «В пустыне и джунглях» должен ИМХО входить в список must see для подростков!
«
* * *
»
И вторая любопытнейшая вещь – это собственно история Махди и махдистского восстания. Посмотрел фильм – и захотелось узнать про него подробнее.
Началось всё с визуального ряда – насколько же кровавые вакханалии махдистского восстания, снятые авторами фильма полвека назад, задолго до Исламской революции в Иране, когда казалось ещё, что арабский мир необратимо и уверенно шествует дорогой вестернизации, - насколько же эти кадры напоминают репортажи о нынешних событиях в Сирии, Ливии, Ираке, которые сейчас показывают в каждом выпуске новостей!
Далее – Исламское государство, халифат, созданный Махди и его преемниками, - насколько же это близко к нынешнему ИГ!
Удивительно, как долго смогло продержаться махдистское государство – несмотря на то, что сам Махди умер через полгода после взятия Хартума (т.е. через 4-5 месяцев после событий, показанных в фильме), а его преемники, естественно, первым делом устроили кровавую междоусобицу, - несмотря на всё это, махдистское государство продержалось ещё 15 лет!
Любопытно и то непомерное ЧСВ, которым обладал Махди – оказывается, даже традиционную исламскую формулу «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мохаммед – пророк его», в махдистском государстве заменили на «Нет Бога, кроме Аллаха, а Мохаммед и Махди – пророки его»!
Причем авторитет Махди, как ни странно, оказался настолько велик, что даже нелепая смерть от тифа, совсем, казалось бы, не подобающая пророку, не ослабила народной веры в Махди: захоронили его в специальном мавзолее, который англичане разрушили после подавления махдистского восстания; восстановив свою власть в Судане, англичане надругались над телом Махди и сожгли его, сохранив только череп, который выставляли впоследствии напоказ; и всё же, после обретения независимости Судана мавзолей Махди был восстановлен, и сохранившийся череп Махди вновь похоронен в нём!
Ну, и, наконец, о гибели махдистского государства; выяснив, наконец, отношения между собой и определив, кто у них теперь главный, махдисты не придумали ничего лучше, чем попытаться пойти с джихадом на всех своих соседей сразу – и на православную Эфиопию, и на итальянскую Эритрею, и на французскую Экваториальную Африку, и на английский Египет! Естественно, им тут же «дали по мордáм», и англичане, начав запоздалое контрнаступление, восстановили свою власть над Суданом.
Мне это очень напомнило нашу Чечню 1999 года, разве что Чечня, в отличие от махдистского Судана, просуществовала как независимое государство лишь 2 года, а не 15: ну, в Чечне и междоусобные разборки не были такими длительными, как в Судане!
Tags: Кино
Subscribe

Posts from This Journal “Кино” Tag

  • «Россия с высоты птичьего полёта»

    Случайно прогуливаясь по Невскому, случайно заметил, что в «Авроре» до сих пор показывают «Россию с высоты птичьего полёта» - мне казалось, этот…

  • Пародия или полемика? «Игра престолов» и DragonLance.

    На мой предыдущий пост об «Игре престолов» поступило несколько комментариев, ответы на которые мне показалось целесообразным дать отдельным постом. В…

  • «Игра престолов», «Сильмариллион» и «Дон Кихот».

    Можете кидать в меня тапками, но факт есть факт – я, похоже, увлёкся «Игрой престолов» и читаю перевод романа, который публикует в своём ЖЖ один из…

  • Аchilles last stand

    А вчера, если верить френд-ленте, исполнилось 3203 года с того дня, когда троянцы затащили в свой город деревянного коня, известного доныне в…

  • Кстати…

    …Весьма удивляет, почему, после объявления указов об обязательном ношении масок, никто до сих пор не вспомнил вот об этом фильме:

  • «Мастер и Маргарита», версия Бортко. 2. Маргарита.

    К Маргарите в исполнении Анны Ковальчук, собственно, претензии в основном те же, что и к Галибину-Мастеру: отсутствие актёрской игры. Ходит весь…

promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments