Давно уже так много не читал. Потянуло вдруг на классику: после Гюго последовала «Сага о Форсайтах». Ясно, что спровоцировал интерес к ней очередной показ по телеканалу «Культура» классической английской 26-серийной экранизации. Очень ностальгический фильм. Помню, как в то далёкое лето, когда его впервые показывали по советскому телевидению (это произошло, как ни удивительно, практически сразу после выхода сериала на его родине, в Англии!), собирались всей семьёй у телевизора в большом свежеотстроенном доме хозяина дачи, которую мы снимали на лето (в посёлке Ленинское – теперь это практически уже Петербург, всюду коттеджи, лесов моего детства там давно уже нет) и смотрели вместе с хозяевами, огромной толпой, словно сеанс в кино. Странно, что я мог находить в этом фильме? Сколько мне тогда было – лет 6-7? 8, максимум? Не запомнилось почти ничего, кроме экзотически-красивых названий серий, звучавших словно волшебная музыка («Белая обезьяна», да!), да имён главных героев – Сомс, Ирэн… Наверно, завлекала именно сама атмосфера всеобщего единения, словно на первомайской демонстрации :-)
А фильм и правда очень хорош, только вот для взрослой, конечно, аудитории, которой не столько сюжет интересен, сколько личности персонажей. Фильм настолько, на мой взгляд, хорош, что это один из тех редких случаев, когда экранизация показалась мне теперь даже лучше литературного первоисточника – по крайней мере, в части «Собственника» – первого романа саги, который я только и успел к настоящему моменту прочитать.
Возможно, всё дело в качестве перевода. У Голсуорси блестящий язык, читать его – значит, получать эстетическое наслаждение, но только... пока дело касается природы, пейзажей, атмосферы – но не людей. Кажется, Голсуорси – ужаснейший мизантроп… Такое впечатление, что ему глубоко несимпатичны все без исключения персонажи его романа, ни к одному из них он не испытывает тёплых чувств. Во всяком случае, практически все они в фильме выглядят куда как более симпатичными, нежели в книге. В особенности это касается, на мой взгляд, Джолиона-старшего и Ирэн.
Пожалуй, единственным, кто в книге мне показался достаточно симпатичным, оказался Суизин Форсайт; а вот самые отталкивающие – это «светский человек» мистер Дарти, муж Уинифрид Форсайт, и архитектор Босини. Он и в фильме-то меня скорее раздражал, чем радовал, а уж в книге-то оказался и вовсе претендентом на роль «главгада». Этаким Вронским по-английски.
Journal information