РАЗДУМЬЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

В попытках объять необъятное...

Previous Entry Share Next Entry
О концерте Brit Floyd на «Сибур-арене» и о музыке Pink Floyd вообще
bigstonedragon
День рождения был ознаменован походом на концерт Brit Floyd – такой вот неожиданный подарок от дочери :-)
Концерт, правда, был перенесен из «Юбилейного», где он изначально анонсировался, на «Сибур-арену», и это, увы, явно пошло ему не на пользу – акустика на «Сибур-арене» явно оставляет желать много лучшего. Басы настолько терялись, что иной раз поневоле задавался вопросом – а уж не под фонограмму ли они там выступают? Впрочем, такую профанацию, VIP-зона, которая, несмотря на астрономическую стоимость билетов, была заполнена полностью, британцам вряд ли простила бы – им-то, расположившимся у самой сцены (где вообще-то положено тусоваться фанатам), точно было хорошо видно и слышно, фонограмма идёт или «живой» звук.
Сам концерт тоже оставил неоднозначное впечатление. Нет, британцы не халтурили, выкладывались «по полной», но вот сам их подход к интерпретации музыки Pink Floyd меня не устроил. Сейчас я попробую написать «многабукаф» о том, чем он меня не устроил и почему, перемежая слова вставками из музыки Флойдов. :-)
Тем более, что, кажется, именно благодаря этому концерту я и для себя самого сумел, наконец, более-менее четко сформулировать, что же мне на самом деле нравится и нравилось в музыке Флойдов и почему.

Концерт начался с исполнения Shine on you crazy diamond, с упором на инструментальную часть композиции, и хотя почему-то была опущена моя любимая 6-я часть, в целом это было хорошо и здорово.



Затем, по ходу концерта, были исполнены и обе остальные композиции из моего личного «Top 3» музыки Флойдов – Comfortably numb и On the turning away.



Однако основной упор британцы сделали не на длинные композиции, основную роль в которых играет именно музыка, а на «хиты» типа «Ещё одного кирпича в стене», которыми пытались расшевелить и «завести» зал. И в этом, на мой взгляд, была ошибка.
В моём восприятии Pink Floyd всегда стояли особняком, обособленно от остальных рок-групп. Было огромное море рок-музыки – и были Pink Floyd. Одно время мне даже казалось, что это обусловлено высочайшим качеством музыки Флойдов; однако сейчас уже ясно, что это не так. Есть множество групп, у которых качество музыки уж как минимум не ниже, чем у Флойдов.
Теперь мне кажется – дело просто-напросто в том, что музыка Флойдов – это НЕ рок-музыка. Она чересчур академична. Она отточена и вылизана до мельчайшей мелочи, в ней нет места импровизации. Она идеальна в своём совершенстве. Она не поддаётся вольной интерпретации: чуть-чуть отступил от канона – и всё, уже не то. В этом смысле правы были Dream Theater, которые с педантичностью и дотошностью воспроизвели Dark Side of the Moon, не позволив себе ни прибавить, ни убавить, ни изменить ни единого звука по сравнению с оригиналом. А вот британцы каждую композицию трактовали на свой лад, и получилось, на мой взгляд, «не очень как» :-(
Музыка Флойдов в основной своей массе бесконечно пессимистична. Особенно ярко, как мне кажется, это проявляется в композиции Comfortably numb. koriolans недавно писал про «Восхождение» Ларисы Шепитько, что «Есть фильмы на грани выносимости, а есть за гранью. Сегодня на просмотре "Восхождения" Шепитько наступил какой-то момент, когда смотреть стало невозможно - но весь ужас был в том, что невозможно было и оторваться.». Так вот, в музыке, на мой взгляд, те же самые слова можно применить к флойдовской песне, которая, тем не менее, завораживает слушателя своей мелодикой и затягивает его, словно огонь.



Интересно отметить, кстати, что, как и многие произведения симфонической классики, музыка Флойдов, сопротивляясь любым изменениям и вольностям в своей оркестровой аранжировке, в то же время охотно поддаётся переложениям для фортепиано – по крайней мере, если автором и исполнителем этих переложений является Виктория Ермольева, клипы которой я когда-то уже публиковал здесь :-)
Но если вернуться к концерту – исполняя музыку Флойдов, мне кажется, исполнителю вовсе не следует искать контакта с залом; подобно тому, как, скажем, не искал его Святослав Рихтер, исполняя «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха. На мой взгляд, музыка Флойдов, как, кстати, и музыка Баха, не только академична, но ещё и в крайней степени интровертна: при её восприятии присутствуют лишь двое – Я и Музыка; ну, и, возможно, в качестве третьего – Мироздание; или Бог – уж как вам будет угодно :-) Исполнитель при этом лишь доносит до меня Музыку, но не контактирует со мной.
В этом второе радикальное отличие музыки Флойдов от большей части рок-музыки, где, как правило, не музыка взаимодействует с залом при посредстве исполнителя, а, наоборот, исполнитель взаимодействует с залом при посредстве музыки (кстати, на мой взгляд, такие варианты возможны и в классической музыке: так, к «флойдовскому» типу авторов относится Бах, а к «рок»-типу – Вивальди :-) )
В качестве иллюстрации своей мысли хочу привести в качестве примера King Crimson – их композиция Starless по своей музыкальной и эстетической концепции явно перекликается с Shine on you crazy diamond; но посмотрите, КАК Кримсоны её исполняют! Эмоции переполняют музыкантов, они ищут не скрупулёзной точности воспроизведения, но именно контакта с аудиторией, выплёскивая на неё свои эмоции и явно рассчитывая на ответный отклик.



Ну, и, пожалуй, последнее соображение.
Подумалось, что творческий путь Флойдов любопытным образом перекликается с эволюцией творчества Beatles: и те, и другие стоят особняком в истории рок-музыки; но если Битлы от незамутнённой радости, лёгкости и оптимизма первых альбомов пришли к грусти и пессимизму Abbey Road («Once there was a way to get back homeward…»), то Флойды, напротив, завершили свой творческий путь оптимистичным On the turning away (я, правда, не слушал их совсем последнего альбома, который, кажется, вышел не так давно после 20-летнего молчания).
Что ж, вот этой светлой композицией, одной из самых моих любимых, в интерпретации вышеупомянутой Виктории Ермольевой, я, пожалуй, и завершу свой обзор. Кто сумел дочитать – тот молодец!:-)


Posts from This Journal by “Пинк Флойд” Tag


promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 30
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…

  • 1
"Стена" Пинк Флойдов - это ужас моего детства, но вещь гениальная.
У меня где-то дома пылится двухдисковый Ça Ira Роджера Уотерса - если интересно, могу его с радостью прислать.

А увидеть упоминание Dream Theatre было приятно, хотя я больше люблю сторонний проект их солиста Джеймса Лабри "Leonardo — The Absolute Man".

Стена рулит! Но и остальные вещи Уотерса не менее гениальны

Если это винил - то, увы, послушать не смогу :-( А если CD - то с удовольствием! Но, может, не по почте, а в ходе следующего визита в Питер? Ведь состоится же он когда-нибудь :-)

Поздравляю с прошедшим днем рождения! Желаю здоровья, счастья, чтобы внуки радовали и дальше оставаться таким же активным и молодым душой человеком!

Спасибо большое! :-)

доброго утра и хорошего настроения на среду! пинк флойд - молодцы!

Спасибо большое! :-)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account