12. Нео и Архитектор
Архитектор: Здравствуй, Нео.
Нео: Кто ты такой?
Архитектор: Я – Главный Архитектор. Я создал Матрицу. Вот мы и встретились. У тебя много вопросов. Проникновение в Матрицу изменило твое сознание, но ты по-прежнему человек. Следовательно, многие ответы ты поймешь, а многие другие нет. Скоро ты узнаешь то, что меньше всего относится к сути дела. Вопрос, который кажется тебе наиболее уместным.
Нео: Зачем я здесь?
Архитектор: Твоя жизнь возникла в результате того, что мне не удалось решить одно из уравнений в процессе программирования Матрицы. Ты - результат аномалии, которую, несмотря на все свои усилия, я не смог исправить, которая нарушает всю прелесть математической гармонии. Мне не нужно было избегать проблем, связанных с тобой, ибо все они были ожидаемы и поддавались контролю. Именно поэтому, в конце концов, ты здесь.
Нео: Ты не ответил на мой вопрос.
Архитектор: Верно. Интересно... Ты сообразительнее остальных.
Нео (с разных экранов): Остальные? Сколько? Какие остальные?
Архитектор: Матрица намного старше, чем ты думаешь. Я предпочитаю лимитировать эпохи Матрицы очередным системным сбоем, и в таком случае это уже шестая версия.
Нео (с разных экранов): Пятеро до меня? Это бред! Он лжёт! Что за хрень!
Нео: Здесь может быть лишь два объяснения. Или это от меня скрыли. Или это никому не известно.
Архитектор: Вот именно. Ты уже понимаешь, что при системном сбое нестабильно решение самых элементарных уравнений.
Нео (с разных экранов): Я не твоя марионетка! Ты лжёшь! Я порву тебя! Убью тебя на хрен! Да пошёл ты! Не заставишь плясать меня под свою дудку! Старый белый хрен! Идиот!
Нео: Выбор. У людей всегда есть выбор.
Архитектор: Первая Матрица, которую я создал, была произведением искусства, совершенством. Её триумф сравним лишь с её монументальным крахом. Теперь мне очевидно, что неизбежность этого краха является следствием несовершенства человеческого индивидуума. Я изучил вашу историю и внёс изменения, точнее отразив постоянную изменчивость человеческих пороков. И тем не менее, последовала неудача. Я пришел к выводу, что виной всему мой интеллект, а возможно, моё чрезмерное стремление ко всему гармоничному. Найти решение мне помогла программа интуитивного типа, специально созданная для изучения определенных сторон человеческой души. Меня можно назвать отцом Матрицы, а её, без преувеличения, матерью.
Нео: Пифия.
Архитектор: Умоляю. Суть этой программы в следующем. Почти 99% испытуемых принимали правила игры, если им давалось право выбора, несмотря на то, что выбор существовал лишь у них в подсознании. Новый алгоритм содержал в себе фундаментальный дефект, и он привел к возникновению нового системного противоречия, что могло угрожать существованию системы в целом. То есть те, кто всё-таки не поверил программе, правда, их было меньшинство, могли, пусти я дело на самотёк, привести к катастрофе.
Нео: Ты сейчас говоришь о Зионе.
Архитектор: Ты здесь потому, что Зион вот-вот будет разрушен, а все его обитатели подвергнутся тотальному уничтожению.
Нео (со всех экранов): Дерьмо!
Архитектор: Отрицание – самая обычная из человеческих реакций. Можешь мне поверить. Мы будем уничтожать его уже в шестой раз, и помешать нам никто не способен.
Задача Избранного - вернуться к Источнику, на время ввести в систему свой программный код и запустить загрузочную программу. После чего тебе придётся отобрать 23 жителя Матрицы, 16 женщин и 7 мужчин, которые займутся восстановлением Зиона. Отказ принять участие в процессе приведет к катастрофическому системному сбою и гибели людей, подключенных к Матрице. В совокупности с уничтожением Зиона, бедствие примет угрожающий размах. Человечество будет истреблено.
Нео: Ты не можешь этого допустить. Потому что без людей вам не выжить.
Архитектор: Мы готовы примириться с определенными жертвами. Намного важнее другое: готов ли ты взять на себя ответственность за гибель каждого человеческого существа в этом мире? Мне интересна твоя реакция.
Пять твоих предшественников были намеренно запрограммированы схожим образом, что определило возникновение чувства глубокой привязанности к другим представителям вашего вида и помогло им исполнить функцию Избранного. Но если их привязанность носила абстрактную форму, то у тебя она абсолютно ощутима. Ведь ты... любишь.
Нео: Тринити.
Архитектор: К слову, она зашла в Матрицу спасти тебя ценой своей жизни.
Нео: Нет!
Архитектор: Момент истины. Опасная аномалия и фундаментальный дефект системы сходятся в одной точке одновременного завершения и начала новой эпохи. Вот две двери. Дверь справа ведет к Источнику и спасению Зиона. Дверь слева ведет в Матрицу, к твоей любимой, и к гибели вашего вида. Как ты уже заметил, у всех людей есть выбор. Но ведь нам уже известно, как ты поступишь. Я уже вижу начало реакций. Химических реакций. Они приведут к обострению чувства, которое всегда подавляет голос логики и разума. Чувства, мешающего тебе увидеть простую и очевидную истину: она умрёт, и ты никак не сможешь этому воспрепятствовать. (Нео направляется к двери.) Любовь. Квинтэссенция человеческих иллюзий. Живительный источник вашей великой силы и вашей великой слабости.
Нео: Лучше молись, чтобы у нас не было второй встречи.
Архитектор: И не будет.
Возможно, самый важный диалог из второй части «Матрицы».
И, опять-таки, как и в случае с Меровингеном, не могу не восхищаться и самой фигурой Архитектора, и тем, как он сыгран. Причем, на мой взгляд, в русском дубляже он получился даже выразительнее (точнее, более «программообразно»), чем в английском оригинале. Бесстрастный голос, чеканные фразы, сухая логика.
Есть одно существенное, концептуальное разногласие между русским и английским вариантом, но тут я, честно говоря, даже не знаю, в каком случае получилось лучше. Речь идёт о фразе «Любовь. Квинтэссенция человеческих иллюзий. Живительный источник вашей великой силы и вашей великой слабости» - в английском оригинале «Hope. It is the quintessential human delusion, simultaneously the source of your greatest strength and your greatest weakness.»
Собственно говоря, весь дополнительный «контур контроля», связанный с использованием Пифии, основан именно на «надежде как квинтэссенции человеческих иллюзий», точнее, на «надежде» в её крайнем проявлении - «вере». Вере в «предсказания» «прорицательницы», в то, что Пифия помогает людям Зиона, а не Матрице.
С другой стороны, нет сомнения - Нео питает «надежду» на то, что, выбрав Тринити, он всё-таки сумеет каким-то образом найти затем и способ спасти Зион или, точнее, всё человечество. С точки зрения программы, никакой надежды быть не может, потому как просчитаны все возможные варианты. Идея о том, что Матрица начала уже жить самостоятельной жизнью, что в ней началась неподконтрольная эволюция программного обеспечения, вообще идеи диалектики и бесконечности чужды машинному интеллекту. Между тем, надежде Нео всё-таки суждено было реализоваться – парадоксальным образом, не без «помощи» со стороны Агента Смита!
Однако, русский вариант, с «любовью» во главе, выглядит, на мой взгляд, ничуть не менее (а возможно, и более) уместным, чем английский вариант с «надеждой»! Потому как, с одной стороны, несомненно, именно любовь повела Нео «не в ту дверь»; а с другой стороны, на примере Меровингена с Персефоной мы уже видели, сколь большое внимание уделяет Архитектор и анализу самого явления «любви», и проверке наличия этого чувства у Нео по отношению к Тринити.
Из слов Архитектора видно, что «войну» с Зионом он как войну, в общем-то, и не рассматривает – ведь когда мы утилизируем бракованные или отслужившие свой срок батарейки, мы это не считаем «войной с батарейками». Получается, что Зион служит для Матрицы аналогом «корзины» в ОС Windows – местом, куда отправляются ненужные или вредные для Системы
Беднягу Морфеуса и в самом деле можно только пожалеть, как это и сделал Нео.
Journal information