В чем были причины этой культовости, какие глубины можно было разглядеть в этом фильме – я, честно говоря, как не понимал тогда, так не понимаю и сейчас, хотя, не желая оставаться «неокультуренной» белой вороной, честно перемотрел фильм пару раз те времена и вновь посмотрел, желая окунуться в сладостную атмосферу тех лет, сейчас.
Но за одно я этому фильму был и остаюсь благодарен – за Музыку.
Фильм перевернул мой взгляд на классическую музыку, так же, как услышанный в те же дни «Пинк Флойд» (сначала «Wish You Were Here», а затем, с перерывом буквально в несколько дней, «Animals») перевернул мой взгляд на рок-музыку.
«В четверг и больше никогда» открыл для меня Шостаковича, и раз и навсегда закрепил за ним в моём сознании титул второго (после Баха) величайшего композитора (в рамках европейской музыкальной традиции).
Хотя, на мой взгляд, музыка Шостаковича использована в фильме совершенно неадекватно. Трио «Памяти Соллертинского», одно из самых мощных п трагическому накалу произведений европейской музыки (несмотря на камерный состав исполнителей), вполне адекватно масштабу трагедии холокоста, но адекватно ли оно трагедии пустоты человеческой души? Хотели ли авторы фильма сказать, что гибель одной бессмертной души соизмерима с гибелью шести миллионов бренных тел?
Будучи неспособным понять и принять «утешительные» религиозные иллюзии, я не могу согласиться с позицией авторов фильма. И по прежнему испытываю жуткий диссонанс между действиями персонажа Олега Даля и музыкой Шостаковича, их сопровождающей.
Journal information