…Ведь существует же описание непрерывной нити от прошлого в настоящее, как постепенного обретения подчиненного класса свободы. Раб был полностью несвободен, крестьянин частично свободен, рабочий полностью лично свободен. Целесообразное поведение предполагает постоянное сравнение достигнутого с целью, постоянное возвышение к цели. Мы хотим во всем видеть целесообразность, особенно в истории. В истории, наверное, не стоит видеть целесообразность. История не «стремится» к какой-то цели, история убегает от очередной пропасти, история, можно сказать, отталкивается от очередной пропасти. История обладает не целесообразностью, а некоей «пропащей основательностью», «основательностью пропасти».
Сразу Марков (уж простите за назойливость) вспомнился:
Эволюция - процесс направленный. Основное ее содержание состоит в постепенном накоплении таких изменений в генах, которые способствуют их (генов) более эффективному тиражированию. Однако мозг Homo sapiens склонен интерпретировать направленные процессы в терминах целенаправлености. Поэтому нам удобно думать об эволюции как о процессе, у которого есть "цель", а эволюционирующим объектам приписывать некие "интересы". Будем помнить о том, что все это не более чем удобные метафоры...
...возможности эволюции по совершенствованию организмов далеко не безграничны. Механизм, лежащий в основе эволюции — избирательное размножение случайных мутаций, повышающих эффективность тиражирования генов (или попросту естественный отбор), — не умеет заглядывать в будущее. Он крайне близорук. Если возникнет мутация, выгодная здесь и сейчас, отбор ее поддержит. Если возникнет мутация, которая здесь и сейчас вредна, но может стать очень полезной в будущем (после того как возникнут еще две-три подходящие мутации), — такая мутация будет безжалостно отсеяна. Поэтому эволюционирующие организмы часто оказываются в ловушке локального максимума приспособленности. Для таких организмов любое небольшое отклонение от их нынешнего состояния вредно. При этом последовательность из нескольких небольших отклонений в определенном направлении смогла бы вывести их в новую область "адаптивного пространства", где для них открылись бы замечательные новые возможности. Но отбор не может просчитать траекторию на шаг вперед, и поэтому все отклонения в любом направлении, в том числе и в этом перспективном, тупо отбраковываются...
Вопрос, который Марков оставляет открытым, - способно ли наблюдаемое и доказанное повышение значимости "обучения" как механизма передачи навыков между поколениями не просто повысить эффективность эволюции, но позволить ей преодолевать "Ловушки локальных максимумов приспособленности".
Разумеется, то же самое справедливо и по отношению к человеческой истории!
Спасибо. Нормально. Марков интересный ученый. А мне, как говорится: "Доброму вору - всё в пору".
Да, насчет "ловушек на пути человечества" - это интересно.
Помнится, с этого (при обсуждении с
В математике вопросом "ловушек локальных максимумов" занимается «Теория катастроф». Сама собой напрашивается аналогия с "революциями". Но, увы, силы увлечённости не хватило, чтобы обдумать всё это на хорошем уровне :-)
Journal information