Приведу свой коммент из другой дискуссии о марксистском понятии классов:
"Закрывающая" цитата Ленина о ПОНЯТИИ классов:
«классы представляют из себя прежде всего «группы лиц»... различающихся положением в общественном строе производства и различающихся так, что одна группа может присваивать себе труд другой группы» - В.И.Ленин, Замечания на книгу Н.И.Бухарина "Экономика переходного периода" (В ПСС этих замечаний нет, они опубликованы в Ленинском сборнике ХІ, смотреть замечание к странице 42).
Сравните:
«Классами называются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства,по их отношению (большей частью закрепленному и оформленному в законах) к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. Классы, это такие группы людей, из которых одна может себе присваивать труд другой, благодаря различию их места в определенном укладе общественного хозяйства» - В.И.Ленин, Великий почин, ПСС, 5-е изд., т.39, с.15.
Все, зачеркнутое мной в цитате из Великого почина, - это:
1) Условия-предпосылки осуществления конкретного способа производства (далее - СП), которые в ходе осуществления этого СП воспроизводятся как его результаты, и вновь становятся условиями нового цикла осуществления СП.
Например, капиталистический СП - это эксплуатация наемного труда. Для осуществления этого капиталистического СП нужны условия-предпосылки:
- развитое товарное обращение,
- свободные индивиды, готовые продавать свою рабочую силу,
- деньги как денежное имущество.
Эти предпосылки именно этого капиталистического СП в ходе осуществления этого капиталистического СП воспроизводятся как его результаты.
2) Формы его осуществления: юридическое выражение (законы), роль-господство-подчинение.
Но, присвоение одними (продукта) труда других - это отношения частной собственности (ОЧС).
Отношения ОЧС бывают как эксплуататорскими, так и неэксплуататорскими (как товарно-стоимостными, так и бестоварными).
Поэтому, наиболее общее ПОНЯТИЕ классов (самая "тощая абстракция") - это способ (место) участия индивида в частнособственнических отношениях.
Классов нет тогда, когда отношения присвоения непосредственно общественные (а не частнособственнические).
…Ленин совсем и не ставил своей задачей дать научное определение понятию "класс". Это было чисто операционное определение подобное тому, которое дают маленькой девочке, чтобы она избегала дядю: дядя страшный, дядя - бяка, ты такая маленькая, красивая, а он - УУУ!!!. Все ленинское определение дается тому, чего, по мнению Ленина, уже частично нет, а главное – чего должно не стать, речь шла о классах, оставшихся молодой республике от предыдущего строя. Естественно, оно не включало общее определение понятия "класс".
Почему никто не напишет, как появилось понятие "класс"? Видимо, я мало читаю.
"Классы" появились тогда, когда публицисты во Франции удивились тому, что партии, играющие заметную роль в политике, стали как-то разделяться по странным правилам. … Оказалось, партии раскололись по интересам. Партия крупных землевладельцев. Партия, связанная с интересами морской торговли. Партия крупных промышленников. Общество разбилось на партии по интересам. Каждая партия отстаивала в основном какой-то свой особый интерес.
Оказалось, что это отображало разбиение общества по интересам, это разбиение оказалось весьма существенным, гораздо более существенным, нежели разбиение на благородных, мещан, священников. Такое разбиение и стали называть классовым разбиением общества.
Публицисты открыли ИНТЕРЕС. Они громко заявили: миром движет ИНТЕРЕС.
Большие группы людей, обладающие общим интересом, и есть классы. Классы и формируются в борьбе за общий интерес. Борьба классов выясняет ведущий класс, класс, который навязывает свой интерес всему обществу, но это же и обособляет его антагониста в антагониста всему обществу.
В борьбе с дворянством будущая буржуазия в составе третьего сословия сформировало у всего третьего сословия мечту о равенстве, мечту о справедливом обмене, о свободном обмене производителей своими продуктами через эквивалентный обмен, без всякого урезания, без всякой недоплаты. «СВОБОДА, РАВЕНСТВО и БРАТСТВО», - начертало третье сословие на своих знаменах. И если присмотреться повнимательней, то и свобода и братство сводились к одному - РАВЕНСТВО. Свобода - это равенство перед законом, братство - это равенство в уважении.
И тут оказалось, что при господстве принципа равенства, при самом что ни на есть эквивалентном обмене происходит странная вещь: одни в результате эквивалентного обмена становятся все богаче, а другие в результате эквивалентного обмена становятся всё беднее. Это явление назвали «ЭКСПЛУАТАЦИЯ». Кроме того оказалось, что вся межклассовая борьба в конечном счете сводится к тому, что одни хотят получать плоды эксплуатации и дерутся меж собой лишь за перераспределение этих плодов, а другие – те, что беднеют в результате эквивалентного обмена – борются за снижение уровня эксплуатации.
Публицисты дополнили свое открытие: Миром движет интерес, и интерес этот в эксплуатации.
Если рассматривать классы как «Большие группы людей, обладающие общим интересом», то в каждый конкретный момент общество можно разделить на «классы» весьма большим количеством способов. Классы, определенные в соответствии с тем или иным "интересом", будут в значительной мере пересекаться, но не совпадать, друг с другом.
Вот, вот. Это мне и нравится.
На самом деле, новый и неожиданный для меня поворот темы! Даже и не пробовал почему-то до сих пор взглянуть под таким углом. А ведь на таком пути много интересного намечается! :-)
Это одна из идей Бориса Фёдоровича Поршнева - определять личность, как пересечение нескольких "МЫ", как человека осознавшего свою принадлежность нескольким "мы". Это, кажется, в его книге "Социальная психология и история" (1966 и 1979).
================================================================================
По поводу понятия "класс" :
http://bigstonedragon.livejournal.com/1049450.html и
http://bigstonedragon.livejournal.com/1065602.html
По вопросу о классовых интересах –
http://bigstonedragon.livejournal.com/1049813.html
Journal information