РАЗДУМЬЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

В попытках объять необъятное...

Previous Entry Share Next Entry
Как в 18 веке японцы видели Россию
bigstonedragon
Френд-лента в лице alex_dragon принесла ПрекрасноЭ: ссылку на оцифрованный перевод книги Кацурагавы Хосю «Краткие вести о скитаниях в северных водах», изданный в 1978 году в серии «Памятники письменности Востока». Книга была отсканирована и пропущена через OCR (не знаю, кого благодарить за эту титаническю и неблагодарную работу); к сожалению, распознанный через OCR текст уже не подвергался редактированию, но тем не менее, вполне читаем.
Как указано в предисловии к книге, Кацурагава Хосю - крупный японский ученый конца XVIII в. Его сочинение представляет собой обработанную и прокомментированную с привлечением голландских и китайских источников запись рассказов капитана корабля «Синомару», Дайкокуя Кодаю, о его плавании, крушении корабля у русских берегов [возле Камчатки] и почти десятилетнем пребывании в России (1783-1792) [включая путешествие из Петропавловска в Петербург и обратно]. Труд Кацурагавы Хосю впервые был издан в Японии только в 1937 г.
Не могу удержаться, чтобы не перепостить несколько фрагментов из книги Хосю; и при этом настоятельно рекомендую всем любителям истории ознакомится с книгой в целом! :-)

Географические сведения

Все места, известные на земном шаре человеку, делятся на четыре больших континента. Они называются: Азия, Европа, Африка и Америка. Наиболее известные из стран, принадлежащих к Азии, - это наша страна, затем Китай, Индия, Татария, Могол, Персия, Турция, Арабия. К Европе относятся государства: Португалия, Испания, Франция, Германия, Италия, Венгрия, Дания, Великобритания, Россия. Кроме того, имеется еще множество мелких государств, перечислить которые невозможно. Россия находится на северо-восточном крае Европы; земли ее примыкают к Азии, и она самая обширная из всех. Помимо этого за последнее время она присоединила к себе еще все северные окраины Татарии и подчинила другие страны, далеко, вплоть до пределов Америки. В настоящем сочинении принадлежащие ей земли в Азии именуются общим названием "Сибирь".
…Россия, или Московия, - это государство, которое в древности называлось Сарматия. … Эта страна является большим государством, расположенным в крайней северо-восточной части Европы. На западе Россия граничит с Польшей и Швецией, на юге - с Малой Татарией, Черным и Каспийским морями, на востоке, в Азии - с Великой Татарией, на севере достигает Ледовитого океана. Протяженность этой страны с запада на восток свыше 800 ри, с севера на юг - больше 560 ри. Климат очень холодный, большие земельные пространства представляют собой дикие степи или покрыты густыми лесами. Различного вида зерновые культуры производятся там в очень незначительном количестве.
В старые времена жители этой страны были очень дикими и свирепыми, почиталось у них только мужество, знаниями же истины обладали лишь весьма немногие. Но лет сто с лишним тому назад царем этого государства стал человек по имени Петр Алексеевич. Он отличался добродетелью и очень обширными знаниями, был выдающимся воином и героем. Петр добился изменения всех дурных старых обычаев и привычек, даже нравов, языка и одежды и изо дня в день улучшал управление страной. Он покорил многих соседей. Россия завоевала северо-восток Швеции и Финляндию, на юге разбила Турцию, захватила на берегу Черного моря город Азов и Молдавию, на востоке, в Азии, завладела северными окраинами Великой Татарии и присоединила огромные территории, протянувшиеся с севера на юг более чем на 800 ри и с запада на восток свыше 1600 ри и простирающиеся от пустыни Гоби и вдоль Северного Ледовитого океана до пролива Аниан, образующего границу с Американским континентом. Таким образом, Россия сейчас стала самым большим в мире государством.

…Земли России обширны, и сейчас она - самая крупная держава в мире. В стране много пустынных, каменистых земель, на которых нет растительности. Горы все плоские, высоких гор нет.
Несмотря на её величину и большие просторы, там много совершенно пустынных земель, на которых не растет ни травинки, и таких мест, где на протяжении сотен ри не встретишь ни одного дымка от человеческого жилья. По предположениям Кодаю, земли там, может быть, в несколько десятков раз больше, чем в стране нашего императора, - точно измерить трудно, а населения, наоборот, пожалуй, меньше, чем у нас.
Государства, главы которых имеют звание императора, называются имупэраторусукой, а государства королей называются корорэпусуцува /королевства/. В России при встрече с человеком из другой страны спрашивают друг друга, из какой он страны и какой имеет титул. Если спрошенный ответит, что из королевства, то на него никто не обратит внимания. И поэтому, куда бы ни приезжал Кодаю, с ним нигде не обращались грубо. [выделение жирным шрифтом здесь и далее – моё (bsd)]


О Петре Первом

…Предком-восстановителем России был Петр Первый, предок теперешних царей в пятом колене. Слово "первый" и значит "первый император", или по-японски Пэтору дайиссэй. Он был 7 сяку 2 суна ростом, стал для всех образцом; обладая проницательным умом, Петр ввел новые законы и произвел реформы всего, что было принято исстари, вплоть до обычаев, одежды, этикета и языка. После этого в стране установился порядок, и многие из ближайших государств изъявили ему покорность. Население так признательно этому государю за благодеяния, что до сих пор почитает ёго, будто основателя государства; о том, что было до него, особенно не рассказывают, да к мало кто толком знает об этом. Кодаю, когда был в России, пытался расспрашивать о том и о сем, но что было до Петра, так ничего и не смог узнать.
Первую супругу Петра звали Анна. Она родила царевича Александра Петровича. Сказав, что Александр оказался недостойным и не способен наследовать царский престол, Петр собственноручно избил его до смерти просмоленной веревкой. Говорят, что императрица Анна также была строптива и держала сторону царевича, поэтому и она была избита до смерти. После этого Петр однажды поехал в Швецию и привез оттуда в Россию женщину низкого положения, но она оказалась умной и добродетельной, поэтому Петр, возвысив её, сделал императрицей. Еще при жизни Петра она помогала ему в делах управления государством, а после смерти Петра, согласно завещанию, наследовала престол.


О туалетах

Уборные называются нудзунэ, или нудзунти /нужник/. Они устраиваются в углу дома, снаружи огораживаются двух-трехслойной стенкой, чтобы оттуда не проникал дурной запах. Вверху устраивается труба вроде дымовой, в середине она обложена медью, конец трубы выступает высоко над крышей, и через нее выходит плохой запах. В отличие от дымовой трубы в ней посредине нет заслонки, и поэтому для защиты от дождя над трубой делается медный навес вроде зонтика. Над полом в нужнике имеется сидение вроде ящика высотой 1 сяку 4-5 сунов. В этом сидении вверху прорезано отверстие овальной формы, края которого закругляются и выстругиваются до полной гладкости. При нужде усаживаются поудобнее на это отверстие, так чтобы в него попадали и заднее и переднее тайное место, и так отправляют нужду. Такое устройство объясняется тем, что в России штаны надеваются очень туго, так что сидеть на корточках, как делают у нас, неудобно. Для детей устраиваются специально сиденья пониже.
Под отверстиями имеется большая вертикальная труба, в которую все стекает, а оттуда идет в большую выгребную яму, которая выкопана глубоко под домом и обложена камнем. Испражнения выгребают самые подлые люди за плату. Очистка производится один раз в месяц после полуночи, когда на улицах мало народа. Затем все это погружается на суда, отвозится в море на 2-3 версты и там выбрасывается.
Конечно, так делается только в столице. В деревнях под уборными ничего не устраивается и испражнения скармливаются свиньям, А зимой кал смерзается, как камень, целыми кучами. Его раскалывают на куски и выбрасываются в реку.
Человеческими испражнениями для удобрения здесь не пользуются, потому понятно, что их выбрасывают как самую зловонную мерзость.


О театрах

Гэкидзё называется камэндзии или кияттара /комедия или театр/. В Петербурге имеется три русских театра, два немецких, французский и английский театры. В Нижнем Новгороде один театр. Представления бывают каждые семь дней, смотреть их допускаются и простые люди. Собственно говоря, по содержанию они подобны нашим саругаку.
Женские роли там исполяются настоящими женщинами, вследствие чего иногда в театре бывают случаи распутства. В столичных театрах публика собирается и из высших слоев и из низших, и этим они особенно не отличаются от наших.
Места для зрителей имеют три яруса. Прямо впереди места для благородных. Занавес перед каждым действием, закручиваясь, поднимается кверху, а по окончании действия его опускают. Между действиями танцуют дети под музыку скрипок и балалаек.
Кодаю дважды ходил в театр. В пьесе, которую он смотрел в первый раз, распутный муж и развратная чужая жена, сговорившись, убивают ее мужа и женятся, затем едут на прогулку в горы в одной карете. Под сенью гор они выходят из кареты, берутся за руки и шалят, прижавшись друг к другу плечами. В это время появляется привидение убитого мужа и мучит развратников. Привидение одето и загримировано почти так же, как у нас: в белых одеждах и с распушенными волосами. Между тем появляется много однорогих злых духов. У них сосуды с цепочками, в которых положена вата, пропитанная спиртом; они зажигают вату и крутят сосуды на цепочке колесом. Преследуя развратников, черти загоняют их на вершину горы и в конце концов сбрасывают с горы вниз. Оба грешника падают в яму, сделанную в передней части сцены, и оттуда в один голос молятся. На этом
пьеса кончается.


Публичные дома

В Петербурге публичный дом находится к западу от императорского дворца, через одну улицу от него. Публичные дома разрешены правительством, и поэтому в них ходят чиновники и простой народ.
В июле месяце года свиньи супруги Безбородко, супруги Турчаниновы, Соймонов, Юсупов, Буш, Струговыиков, Кирилл Лаксман, взяв с собой и Кодаю, поехали на дачу Соймонова на Каменном острове, чтобы устроить загородный банкет. На обратном пути они вышли из карет прогуляться и все шли пешком. Когда подошли к понтонному мосту, жена Турчанинова, Софья Ивановна (в прошлом она была фрейлиной императрицы и для женщины имела высокий ранг), спросила у Кодаю, бывал ли он когда-нибудь в публичном доме. Он ответил, что не приходилось. Тогда Турчанинова что-то прошептала мужу на ухо, а потом усадила мужа и Кодаю в одну карету, все остальные тоже уселись по каретам и погнали лошадей. Подъехали к какому-то дому. Дом был шестиэтажный, большой, около 40 квадратных саженей. Вообще дом был великолепный и красивый. Их всех проводили в комнату на четвертом этаже и оставили там. Через некоторое время пригласили спуститься на третий этаж, в комнату около 15 квадратных саженей, отделанную красивым камнем. В центре комнаты был накрыт стол и расставлены стулья. На противоположной стороне под окнами также стояли стулья в один ряд, а на окнах в горшках были различные диковинные цветы, в воздухе чувствовался их аромат. Когда все уселись на стулья, подали вино, закуску, фрукты и так далее. В прическах у прислуги было много искусственных цветов, она была так красиво напудрена и нарумянена, что даже не походила на простых людей. Некоторое время спустя пришли девятнадцать молодых женщин, украшенных цветами; они поклонились гостям. По виду они напоминали немок. Поклонившись, все уселись на стулья, стоявшие под окнами. Они были такие очаровательные, такие красавицы, про которых говорится: 'При взгляде на них от восторга рыба утонет, дикий гусь на лету упадет’
Пораженный всем этим великолепием, Кодаю потихоньку спросил у Софьи Ивановны Турчаниновой: "Чей это дворец" А она только мигнула: помалкивай, мол.
Между тем начался пир; Турчанинова, которая отличалась веселым и живым характером, вдруг встала, подошла к сидевшим на стульях молодым женщинам и сделала им знак. Они, наклонившись, встали и, поднимая руки, начали танцевать. А прислуживавшие девушки стали петь и играть на скрипках и европейском кото. Их мелодии волновали душу.
Юсупов, искусный музыкант, тоже взял сжрипку и, подыгрывая девушкам, стал петь. Его голос был такой чистый и сильный, что, как говорят, "даже пыль на балках взлетала". Только Кодаю, сдерживая улыбку, слушал непривычные звуки музыки и непонятные слова песен. Постепенно все захмелели, мужчины и женщины начали вставать из-за стола и танцевать парами по залу. Когда кончили танцевать впервые/ четыре человека, они сделали поклон следующим, и начали танцевать другие.
Тогда Кодаю снова спросил Софью, чей же это дворец. На этот раз Софья, засмеявшись, сказала, что это публичный дом, и приказала одной из девушек-прислужниц показать комнаты девиц. Девушка повела его в комнаты главной девицы. Оказалось, что там три комнаты. В первой, размером около 10 квадратных саженей, на стенах висели стеклянные зеркала, картины, стоял стол, цветы в горшках и так далее. Вторая комната, около 8 квадратных саженей, была украшена бильярдным столом (стол, на котором бьют по шарам) , шахматной доской, скрипкой, европейским кото, книжным шкафом, подзорной трубой и другими вещами. Последняя комната - совсем небольшая спальня. В ней стояла кровать, завешанная шторой из шелкового люстрина, вышитого золотой нитью. Одеяло на кровати из белого шелка с зеленой красивой подкладкой, толстое, внутри набитое птичьим пухом, а снаружи разноцветными нитками расшитое цветочными узорами. Поверх одеяла накинуто белое полотняное покрывало, украшенное со всех четырех сторон кружевными цветами, и уложены шесть подушек (в России один человек пользуется тремя подушками). Сбоку от кровати - место, отгороженное ширмой, за которой протянута алая веревка. Там вешается одежда.
Под окном два комода для белья. Один сделан из красного дерева, другой - из иудина дерева. Над ними висели две войлочные шляпы зеленого цвета. Обе они украшены позолоченной проволокой и красивыми перьями и покрыты сверху сеткой (занавеска, которую надевают поверх шляпы). Сбоку стоит кровать суги. Все остальные комнаты в общем такие же.
Плата девице 5 рублей серебром, за кушанье платят особо. В этом доме живет двадцать пять прославленных красоток, а кроме того очень много молодых девочек. Нижний этаж сдается под кабак, во втором этаже - жилые помещения и кухня, а с третьего этажа и выше - комнаты для приема гостей.
В тот день посещение дома ограничилось только пиршеством, после наступления сумерек все вместе вернулись домой.
Однажды, спустя некоторое время, когда Кодаю шел домой из императорского дворца, ему пришлось проходить мимо этого дома. Девушки-прислужницы сразу же узнали его и стали звать, чтобы он обязательно зашел к ним, и затащили его. Когда он вошел в дом, встречать его вышли все девушки и стали наперебой ухаживать за ним, уговаривая, чтобы он остался на ночь. Принесли вина и закусок и сказали, что он должен выбрать себе пару, они сами отобрали пять наиболее известных девушек, и те стали между собой спорить, которую из них он должен взять, ибо он был очень необычным гостем. Решили тянуть жребий, он достался девице по имени Елизавета, и этим было решено, что парой Кодаю будет она. Тем не менее все пять девиц всю ночь провели около него, окружив его и расспрашивая о нравах и обычаях японских проституток, о том, какие у нас "зеленые дома" и так далее. Так в разговорах с ними он провел всю ночь, а наутро, когда собрался идти домой, Елизавета подарила ему шелковый шейный платок, три картинки и три рубля серебром. Он упорно отказывался, но она ничего и слышать не хотела, и ему волей-неволей пришлось возвращаться с подарками.
Публичные дома имеются в Петербурге в трех местах и на Васильевском острове в трех местах. Говорят, что плата в них разная - от 5 до 1 рубля серебром. Кроме того, есть еще тайные логова отдельных проституток в различных местах. Правила там очень строгие, и если обнаружат такую нелегальную проститутку, то наказывают не только ее, но и ее гостя.


Ежегододные праздники

12 января - день рождения ныне царствующей Екатерины. Называется это родзидзэнния. На седьмой день после рождения ребенка купают в воде и дают ему имя. Этот день празднуют так же, как день рождения. Называется это имэнинца. В этот день все чиновные люди приходят во дворец в форме. Императрица в короне с бриллиантами едет молиться в собор в карете, запряженной десяткой лошадей, с 20 форейторами впереди. …
Когда императрица возвращается из собора, производится по семь выстрелов из 250 орудий, выстроенных около дворца. Звук этих выстрелов сильный, как гром. После этого императрица для группы подданных устраивает обед во дворце. В разгар пира дается еще три залпа из пушек. По этому сигналу всем присутствующим подают по бокалу вина, обед заканчивается, и все, поблагодарив царицу за её милость, разъезжаются по домам. Этот день считается большим праздником в году.
В России вообще не празднуются ни Новый год, ни пять сезонных праздников, а день рождения императрицы считается радостным праздником, который празднуют по всей стране как благородные, так и простые люди. Точно так же празднуются и дни рождения наследника престола и внуков императрицы.

Все справляют также и собственные дни рождения, как кому позволяет его положение: одеваются в новое платье, ходят молиться в церковь. …
В феврале есть праздник, который называется бода. Бода - это значит вода. Говорят, что празднующие этот день предохраняют себя от таких бедствий, как проливные дожди и наводнения. В этот день на берегу реки Невы обносится оградой место площадью около 1 квадратного те. Топором прорубается лед на реке на протяжении около сажени, и в нем получается отверстие. В определенное время на праздник приходит пешком высокий церковный сановник, называемый архиереем; он несет в руках изображение бога, а за ним несут хоругви и балдахин. Императрица тоже изволит приходить туда пешком. Ее сопровождают цесаревич, августейшие внуки и чиновники. Туда же собираются и стоят толпой вне ограды как благородные, так и простые, и мужчины и женщины.
На льду расстилается войлочный ковер, архиерей располагается на нем и довольно долго читает молитвы, после чего погружает руку в отверстие, прорубленное во льду, мешает воду рукой и, зачерпнув серебряным сосудом, передает её прислуживающему человеку, а сам погружает в серебряный сосуд что-то вроде метелки, сделанной из пучка пальмовых волокон длиной около 1 сяку, и трижды кропит водой сначала голову императрицы, затем наследного царевича, внуков императрицы и всех чиновников. После этого прислуживающий архиерею протопоп выходит с этой кистью за изгородь и кропит водой всех до одного столпившихся там людей. В этот день священники из всех церквей разносят такую воду во все дома - и в дома чиновников, и простых людей, а в домах кропят этой водой и взрослых и детей. Живущие в этих домах жертвуют священникам деньги каждый по своему достатку.

В том же месяце в Петергофе празднуется день будды по имени Иван. Празднование ограничивается только тем, что собираются священники и читают молитвы. Говорят, что молящихся стекается великое множество. Этот святой изображается верхом на коне, с копьем в руке, которым он убивает крылатого дракона.

В конце марта или в начале апреля бывает праздник Иисуса, который называется Кирисутосу дзэни. Это большой годовой праздник. По народному преданию, человек по имени Христос родился от женщины, которую зовут Богоматерь. Она зачала его без сношения с мужчиной. За время своей жизни он совершил много разных добрых дел, однако нашлись очень злые люди, которые оклеветали его; Христос был распят на кресте и убит. Христос совершал много чудес, поэтому, боясь, как бы он не воскрес, его тело уложили в каменный гроб, закопали глубоко в землю да еще выставили стражу более ста человек, чтобы охранять его. Но на седьмой день после смерти тот каменный гроб сам собой появился из-под земли, небеса разверзлись, и Иисус вознесся туда. Люди, исповедующие его религию, до сих пор празднуют этот день.
Даже самые бедные в этот день одеваются в новые одежды, достают вина и пищи и, оставив все свои домашние дела, гуляют в течение семи дней, ходят молиться в храм, посещают театр, играют в азартные игры - вообще веселятся в эти дни, как у нас во время новогодних праздников.

3 марта в парке, называемом Петергоф, который находится в 27 верстах от столицы, празднуется день рождения царя-восстановителя Петра. Говорят, что там раньше жил ядовитый змей и оттуда никто не возвращался живым. Но вот однажды Петр приехал туда верхом на коне и затоптал насмерть того змея копытами коня, после чего велел разбить этот парк. В парке имеется большой пруд, а посреди пруда бьют фонтаны. Они сделаны из красивого камня в форме людей, птиц и животных, у которых изо рта, а у людей из сосудов, которые они держат в руках, бьет вода. Все это устроено так искусно, что не выразить словами. На берегах пруда устраиваются фейерверки и зажигается много стеклянных фонарей. Само собой разумеется, что фонтаны приводятся в действие только по праздничным дням или когда ими приезжает любоваться императрица. Фонтаны представляют собой величественное зрелище, ибо струи воды поднимаются на высоту до 1 дзё 7 сяку.


Пища и напитки

Обычной пищей и для благородных, и для простых людей является хлеб из муги. Рис там не произрастает, поэтому отварной рис они не едят.

Говядина считается лучшим кушаньем, за ней идет свинина, козлятина, мясо дикой утки, дикого гуся, курицы, индзэйки (каракун), едят также рыбу.
Из овощей есть редька, репа, морковь, летом много идет в пищу огурцов, гороха, а также карутоуфу (по-японски дзягатараимо, или госюмо). Салат выращивают в горшках и подают на стол благородным людям. Утром едят хлеб и пьют кофе. Кофе - это плоды дерева, похожие формой на бобы. Их поджаривают, толкут в ступке, заваривают кипятком и пьют с сахаром и молоком. Кофе ввозят главным образом из Турции. Кроме того, постоянно пьют чай. Чай привозят из Турции и Китая. Его кладут в серебряный сосуд с носиком и заваривают, заливая кипятком, после чего пьют. В него часто добавляют сахар и молоко. Простой люд сушит земляничный лист и использует его вместо чая. Чай стоит от 1 до 5 рублей серебром за 1 фунт (100 моммэ).

Завтракают обычно около полудня, перед завтраком обязательно пьют вино. Закусок бывает несколько видов. Едят сласти в сахаре или в меду, вяленую и соленую рыбу, соленую икру, её сдабривают перцем. Напитки все спиртные. …

У благородных людей обычно подается от семи-восьми до четырнадцати-пятнадцати блюд, а если приглашаются гости или устраивается праздничное угощение, то количество блюд доходит до нескольких десятков. Мясо животных режут большими кусками, а птицу - куры, утки и т. д. - жарят или варят только целиком. У них нет ни сёю, ни мисо, поэтому все, что варится или жарится, они солят. Тем не менее приготовляют они пищу очень красиво, и вкус у нее отменный. В кушанья добавляется много сахара и сливочного масла В рыбу и птицу перед приготовлением набивается внутрь виноград, белые сливы, апельсины, засыпанные сахаром, а также рис или крупа.
Во время обеда всех несколько раз обносят вином.
Порядок кушаний в обычные дни такой: сначала едят ветчину с хлебом, затем куриный суп, после него говядину, потом бульон из рыбы, после которого - залитые молоком круглые колобки, приготовленные из теста, замешанного, как клейстер. Вслед за этим подают жареного гуся и в заключение едят жиденькую кашу. Наконец подают сладости, затем моют руки, полошут рот, пьют кофе, курят и встают из-за стола.

После обеда и благородные и простые люди ложатся на час поспать.
У простого народа обед состоит из одного блюда - из мяса или рыбы с хлебом. Редьку едят сырой, присыпав солью, на закуску к вину. Это вино называется пива, оно приготовляется из муги. Посуда состоит из оловянных или деревянных мисок, а ложки делаются из меди или дерева. Говядина - это повседневная пища как в верхах, так и в низах, и поэтому каждый день там бьют великое множество быков: говядина - вся из бычьего мяса; коров же не бьют, потому что они приносят телят и дают молоко. Туда со всех сторон приезжает много торговцев скотом. В богатых домах разводят коров, овец, коз, уток и гусей.
В столице все стоит очень дорого, но достать можно все что угодно, и поэтому продукты питания очень хорошие. Пуд (4 каммэ 500 моммэ) говядины стоит 450-500 копеек, а в Сибири - не дороже 70-80 копеек. Пуд муки в столице стоит 250 копеек, в Сибири - 19-20 копеек. Вообще в столице все товары дороже, чем в других местах, в несколько раз.


Вина

Вина имеются различных видов. Как приготовляется виноградное вино, неизвестно. Как готовится в столице спирт, Кодаю тоже не знает, а в Тигиле, Камчатске, Большерецкой и в Петрогавани вино готовят так.
Летом срезают растение, которое называется капусу /капуста/, его мелко рубят и высушивают. Отдельно берут ржаную 32 муку и замешивают ее на воде. В бочонок вместимостью около 4 то кладут слой указанной выше высушенной травы. Поверх нее выкладывают слой замешанной муки, затем еще слой высушенной травы, потом снова замешанную муку, и так перемежают слой за слоем несколько раз. После этого ставят бочонок в теплое место, где он стоит 4-5 суток, пока не закиснет. Когда содержимое бочонка станет кислым на вкус, его выкладывают в котел, а котел ставят на жаровню парить. Котел имеет форму глубокой бочки. Сбоку в нем сделано отверстие. Внутрь котла помещают нечто вроде черпака, сделанного из меди, ручка черпака внутри пустая, как трубка. Её вставляют в указанное выше отверстие, чтобы она выступала снаружи, а к ее концу приделывается медная же трубка длиной около 6 сяку, которая идет до бочонка. На котел сверху ставят сосуд вроде миски с острым выступающим вниз дном и наполняют его холодной водой. Когда в жаровне горит огонь, находящаяся в котле смесь травы с закисшим тестом начинает преть, пар поднимается к выступающему дну сосуда с холодной водой, охлаждается и с заостренной части дна капает в находящийся под ним черпак, а из него по полой ручке и трубке стекает в бочонок. Этот напиток называется бино /вино/. Это вино крепкое и очень приятное на вкус.
Говорят, что есть и другие способы приготовления вина с добавлением кедровых орехов, цветов розы, гвоздики и т. д., но точно Кодаю их не знает.
В столице трубка, присоединяемая к полой ручке черпака, имеет форму свернувшейся кольцами змеи. Говорят, что вино, полученное с помощью такой трубки, отличается особой крепостью.

Вино под названием "пиво", которое пьют бедные люди, походит на наше добуроку. Для его приготовления берут котел вместимостью около 1 то. Внизу у этого котла приделан кран. На дно котла настилаются высушенные листья какого-то вьющегося растения, затем примерно на восемь десятых вместимости котла кладется замешанная на воде мука с примесью листьев травы и плотно прижимается. Сверху наливается вода, и в таком виде котел ставится в печку. Там его оставляют около одних суток, после чего вынимают, открывают краник и собирают вытекающую через него жидкость. Сначала вытекающая из него жидкость имеет цвет чая и сладка на вкус. А потом мало-помалу окраска и вкус становятся более слабыми. Если к этому вину добавить цветов вьющегося растения, то оно становится более крепким, и от него можно сильно опьянеть. Говорят, что люди низших слоев варят очень много этого напитка в праздники и прочие радостные дни.


Хлеб

Хлеб /якимоти/ из пшеницы называется бууки, или буука, а из ржаной муки - хирэба. Лавки, где продается мука, называются хирэбана рафука, это нечто вроде наших рисовых лавок.… Хлеб - это обычная пища в России, все равно как у нас рис. Поэтому муки там потребляется ежедневно огромное количество.


Бильярд

Бильярд /бирияри/ - это игра вроде дакю. Доска для игры имеет в длину около 2 кэн, в ширину 5-6 сяку. Она сделана вроде стола, с бортиками высотой в 4-5 сунов. Поверхность стола обтянута сукном. В центре доски выкладывают в ряд в форме иероглифа «три» шары величиной с кулак, сделанные из слоновой кости, красного, белого и желтого цвета. По одну сторону стола становятся рядом два человека. В руках у них палки длиной около трех сяку, сделанные из твердого дерева. Один конец палок заострен, другой толще. Концами этих палок ударяют по шарам. На стол кладется белый шар с черной меткой, и его толкают ударом палки. Искусные игроки бьют тонким концом, а иногда даже повернувшись спиной, а плохие игроки бьют толстым концом.
Если шар, ударившись о бортик на противоположной стороне стола, с силой отскочит от нее, это считается отличным ударом, а слабый удар считается хуже. Если этот шар, пущенный из удобного места, ударится в один из выложенных шаров - красный, белый или желтый, то считается, что противник проиграл три очка. Разумеется, заранее устанавливается, во сколько серебряных или медных монет оценивается одно очко. Так, например, если одно очко считается три рубля, то за три очка уплачивается девять рублей. Если шар собьет два шара, то считается шесть очков, если три шара - то девять очков. Однако если один из трех шаров - красный, белый или желтый, в который слишком сильно попал играющий, ударится о другие шары, то ударявший платит штраф три очка.
По четырем углам стола и у края бортика посредине стола сделаны отверстия, под которыми свешиваются мешочки из сетки. Если от удара в один из трех шаров шар отлетит и попадет в мешочек, то игравший получает еще три очка. Если же в мешочек попадет один из лежавших на столе трех шаров, то йгравший, наоборот, платит штраф три очка.
На каждого игрока полагается по два обслуживающих, которые записывают очки. Одной партией считается пятьдесят ходов, после чего определяется, кто выиграл, кто проиграл. Залы для игры в бильярд имеются во многих местах, устраивают их также и в частных домах, чтобы развлекаться после выпивки. Стол для игры сделан так, что может складываться вдвое и втрое.

Кроме того, имеются игры, похожие на наши карута и сугороку, и всякие другие. В России во все азартные игры, так же как у нас в го и сёги, играют и благородные и чернь; игры эти обязательно устраиваются после выпивок.


Разное

…Когда на следующее утро Кодаю и его спутники, проснувшись, вышли посмотреть на взморье, то увидели, что их корабль сорвало с якоря, ударило о подводную скалу напротив острова и пробило дно. К берегу вынесло только тот груз, который был наверху, все же остальное пропало, было унесено в море. Подошли русские и островитяне [камчадалы] и стали что-то возбужденно говорить… Они нашли на разбитом корабле бочонок с сакэ, напились, по-видимому, сильно захмелели и теперь весело плясали и пели. Островитяне, увидев это, позавидовали и, обыскав разбившееся судно, нашли еще один бочонок, сбили с него крышку и, черпая прямо руками, начали пить, но вдруг их стало тошнить и рвать. Оказывается, когда на море бушевали такие бурные волны, что невозможно было выйти на палубу даже чтобы помочиться, пришлось использовать для этой нужды пустой бочонок, а они приняли это за сакэ, и, конечно, у них началсь рвота.

Ну, и самый блеск, на мой развращенный взгляд:
…Мужеложство называется дзоппаэбёто. В России оно строго запрещается. Когда Кодаю останавливался в Якутске, местный начальник Смолянов, имеющий чин подполковника, воспылал страстью к соседскому мальчику. Однако мальчик не уступал его желаниям. Тогда чиновник завоевал его сердце деньгами, а всяческими уговорами наконец достиг своей цели. В тот же год в Христов день этот мальчик рассказал обо всем этом во время исповеди. Если бы это было небольшое преступление, то священник пропустил бы слова мальчика мимо ушей. Но поскольку речь шла о тяжком преступлении, запрященном государственными законами, священник сообщил об этом властям, в результате чего Смолянов был лишен чинов, стал простолюдином, а мальчика отправили в тюрьму и там наказали розгами.

В России совершенно нет переносимых на плечах паланкинов /норимоно/.
Услышав о том, что у нас людей носят в норимоно, русские никак не хотели верить этому и говорили: 'Небеса сотворили лошадь, чтобы человек ездил на ней верхом, чтобы её можно было запрягать в карету и чтобы она помогала человеку в его делах; не может быть, чтобы люди заставляли других людей возить себя, это же грешно!’

Когда же по приезде в Мацумаэ русские впервые увидели норимоно, то можно было видеть, как сильно они были удивлены.

В столице в семьях чиновников и богачей обязательно держат негров , иногда по три-четыре человека, но бывает, что и по семь-восемь человек. Бывает и так, что заводят негров мужчин и женщин, чтобы от них были дети. Их лица черные, как черный лак, носы широкие, губы вывернутые и очень красные, белые только подошвы ног. Это люди из Турции, Бенгалии и Араппа.


В России очень редко встречаются нищие, за исключением заключенных, просящих подаяние. Нищие в большинстве случаев стоят и просят подаяние перед храмами. Рядом с храмами обязательно имеется место, где содержатся инвалиды и бедные. Такие приюты строят на пожертвования людей, которые любят давать подаяние.


В России делают прививки против оспы. Делается это так. Берут хороший гной из оспенной язвы и втирают его в руку, у кисти или локтя, там, где прощупывается пульс. Или же превращают в порошок оспенные струпья и втягивают через нос.


Травы

Роза. Много растет в диком виде. Собирают красные розы и делают из них настойку на водке.
Лопуха много дикорастущего, но в пищу его не употребляют, а поэтому и не сеют.


Животные

Уси называются: самец - бука /бык/, самка - 'корова’. Они ничем не отличаются от наших, но в России на них не возят грузов, не впрягают их в телеги и не пашут землю, а только употребляют в пищу. Во многих домах держат коров и берут у них молоко, чтобы поить детей. Поэтому в пищу идет только мясо быков, коров же не убивают. Говорят, что их кожу для выделки отправляют в Англию.


Насекомые и пресмыкающиеся

Мицухати /пчела/ называется мёто. Их разводят там и сям по всей стране. В некоторых семьях имеют по 800 ульев. Мед срезают два раза в год - весной и осенью. Для этого перед входом в улей разводят огонь, пчелы собираются в одно место к не двигаются, тогда срезают соты. В деревне медом пользуются вместо сахара, поэтому его помногу съедают каждый день. Кроме того, из него делают нечто вроде нашего сладкого сакэ.
Ка называется комара. Комары такие же, как у нас. Особенно много их между Якутском и Охотском и днем и ночью. Путешественники защищаются от комаров тем, что поверх фетровой шляпы надевают мешок, сделанный из сетки, который свешивается вниз. Без этого комары лезут в глаза и рот так, что невозможно терпеть.


* * *


Ну, вот так вот! Наконец-то буду знать, кто ж такой бука! :-)
Будда Иван - это, ИМХО, вообще шедевр! Конечно, понятно, что Кодаю просто перепутал христианских святых; но всё равно прикольно!
Многого не знал. Например, что по численности населения Россия в 18 веке уступала Японии. Впрочем, не так давно наткнулся (в Википедии, что ли?) на данные о численности населения европейских стран и американских колоний в период Американской и Французской революций; и был немало удивлён, что Франция тогда намного превосходила по населению все европейские страны, и даже чуточку превосходила Россию! Так что не приходится удивляться тому, с каким напряжением шли русско-французские войны того времени.
Не знал и того, что самогон в России гнали из капусты. Не знал про биллиард.
Да и вообще многого не знал… Так что настоятельно рекомендую книгу всем любителям Истории!

promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…

  • 1
Ах, любопытно и очаровательно! :)

Прекрасный пост. Мне нравится, что японец не оценивает, а записывает любопытные для себя факты. Европейцы бы раз 500 употребили слово "варварство" в отношении всего!

Умиляет удивление простым и привычным для нас вещам: надо же, у них риса нет, вместо него - хлеб! Надо же - они паланкинов не признают! Ну и т.д.
При взгляде со стороны гораздо яснее видишь, какой была жизнь в России того времени - со всеми её и плюсами, и минусами.

Да. Очень любопытно. Не иностранец таких бытовых подробностей не опишет.

Очень рекомендую всю книжку целиком прочитать - она не такая большая по объёму, я за пару вечеров проглотил! :-)

Очень понравилось! Почитаю книжку!
Удивлена капустным вином )

Я тоже. Наверно, не слишком-то хороший у него был вкус :-)

  • 1
?

Log in

No account? Create an account