?

Log in

No account? Create an account

РАЗДУМЬЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

В попытках объять необъятное...

Previous Entry Share Next Entry
И ещё о сексе (в продолжение позавчерашнего)
bigstonedragon
Что ж, продолжим наши размышления.
Итак, именно первый аспект – сексуальные отношения с непривлекательным самцом – обычно и оказывается в фокусе рассмотрения вопроса о проституции. И именно он в наибольшей степени исследован как социологами, так и биологами. Возможно, именно потому, что в данном вопросе биология и экономика (социология) идут, что называется, «рука об руку»: стратегия «секс в обмен на продовольствие» существует не только у человека, но и у других приматов, но, в то же время¸ активизируется лишь в соответствующих «экономических» условиях: когда иные способы добывания пропитания оказываются менее эффективными, нежели вымогание их у самца в обмен на секс.
Если ограничиваться только этим аспектом проблемы, то никаких методологических проблем, вроде бы, и не существует: давайте исправим экономические условия, обеспечим всем женщинам достаточное «пропитание», и «проституция» тогда исчезнет сама собой. К сожалению (или к счастью?), на мой взгляд, это чересчур упрощённый подход к попытке решения (или объяснения) проблемы.
Предположим, что швейцарский референдум принёс бы положительный результат, и всем гражданам было бы обеспечено минимально гарантированное довольствие, которое позволило бы работать не ради выживания, а исключительно ради собственного удовольствия; означает ли это, что «продажный секс» в Швейцарии был бы полностью ликвидирован?
Подозреваю, что всё-таки нет.
В сексуальной сфере человек предстаёт, как мне кажется, как животное уникальное. Можно долго перечислять эти наши уникальные особенности, но, на мой взгляд, все они могут быть выражены одной формулой: в человеческой деятельности произошло разделение секса как инструмента продолжения рода и секса как средства получения удовольствия. Это касается, кстати, не только секса, но и ряда других сфер – питания, например. Человек вообще склонен стремиться к гедонизму – хотя в этом отношении мы, возможно, и не так уж сильно отличаемся от других животных, просто у нас возможностей для этого больше.
Но при этом в отношении питания споры о том, что лучше – питаться быстро и сытно или вкусно и медленно – давно уже признаны схоластическими, между тем как в отношении секса страсти кипят и бурлят. Возможно, просто потому, что в странах христианской культуры сама мысль о том, что кушают не только для того, чтобы перестать быть голодными, но и для того, чтобы было вкусно, является «общим местом»; а вот мысль о том, что сексом занимаются не только для того, чтобы появились дети, но и для того, чтобы испытать приятные ощущения, долгое время, возможно, кому-то и приходила в голову, но вслух никогда не высказывалась. Да что там говорить, если само открытие возможности женского оргазма относится лишь к ХХ веку! Общепризнанным считалось, что мужчина получает удовольствие, а женщина лишь терпит – и никто не задумывался о том, что, будь это и в самом деле так, то каким образом могли бы существовать Альфонсы, Дон Жуаны и Казановы?
Как только сто лет назад началась «эмансипанция», переросшая затем в «сексуальную революцию», общественная мысль вырвалась на свободу и, как и можно было ожидать, ударилась в крайности, абсолютизируя одну из сторон человеческого секса: одни акцентировали чувственную, гедонистическую сторону (как, например, И.Ефремов в своей утопии «Туманность Андромеды»+«Час Быка»), фактически отрицая вторую компоненту (пресловутая «борьба со слепым материнским инстинктом»), другие (прежде всего ревнители «традиционных ценностей» и «христианской морали») с не меньшим пылом отрицали чувственную сторону, пропагандируя «скромность», «целомудрие» и т.п.
Всемирное торжество общества потребления не могло не привести к той ситуации, которую я обрисовал в первом посте этого цикла – к гипертрофированному развитию сферы платных сексуальных услуг, направленных на удовлетворение потребностей в «гедонистическом сексе», широко развитых у человека в силу его биологических особенностей.
Бессилие победить или хотя бы ограничить «платный секс» экономическими методами порождает радикализацию сторонников «традиционных ценностей», что, в свою очередь, порождает опасность принятия неадекватных решений теперь уже в политической сфере.
Эпоха «раскачивания маятника» :-(
Очень бы хотелось надеяться, что человечество всё же сумеет найти и в этом вопросе некое гармоничное решение.
На этом, наверно, можно и поставить точку (пока что). Или всё же продолжить размышления?

promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 36
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…

  • 1
Главное, что мне непонятно, - это смысл такой борьбы. Есть все основания, мне кажется, провести аналогию между борьбой с проституцией и борьбой с потреблением алкоголя. Сухой закон никогда ни к чему хорошему не приводил (разве что к революции), зато создавал почву для процветания мафии. С проституцией, мне кажется, будет то же самое.
Кроме того, на мой взгляд, легализация проституции должна положительно сказаться на оздоровлении семейных отношений в обществе в целом (хотя бы за счет снижения количества «бесплатных» «леваков»), а также на снижении общего уровня преступности, и не только за счет изнасилований: известно ведь, что сексуальная удовлетворенность в целом снижает склонность к неконтролируемому насилию/агрессии.
К сожалению, цифры, которые я приводил в первом посте, хотя и соответствуют моим тезисам, вряд ли могут рассматриваться как их доказательство: во-первых, есть некоторые сомнения в надёжности статистики (особенно в части преступности), а во-вторых, просто потому, что «одновременно» не значит «по причине» :-) Слишком много можно найти факторов, которые способствовали «правильной» динамике приведенных статистических данных.


Edited at 2015-02-01 08:22 pm (UTC)

вспоминается эпизод из истории Венеции, когда венецианский Дож обязал проституток каждый день проводить некоторое время у окна голышом, заманивая к себе мужчин, дабы уберечь мужчин от мужеложества ))) Можно сказать, образец терпимости к проституции в продвинутом светском государстве: не только не запрещали, но даже к чему-то обязывали, дабы уберечь население от грехов, которые в те времена считались по-настоящему тяжелыми.

Источник борьбы с проституцией, как мне видится, во-первых, в инерции, сохранившейся с тех времен, когда это считалось чем-то ужс-ужс-ужасным в силу сложившейся общественной морали. А во-вторых, в страхе, что пользоваться легализацией будет в первую очередь мафия, торгующая сексуальными рабынями из третьих стран.


А еще вспоминается виденная где-то статистика - правда, немного смахивающая на "британских ученых" - будто в США было выявлено неуклонное снижение уровня преступности среди молодежи, начавшееся с конца 80х и продолжающееся поныне. Авторы статистики указали, что феномен совпадает по времени с появлением и развитием индустрии компьютерных игр :)))

"В страхе, что пользоваться легализацией будет в первую очередь мафия" - как раз таки легализация очень сильно ударит по мафии. Достаточно вспомнить американских мафиози, времён Великой Депрессии, которые наживались на продаже контрабандного алкоголя в период действия сухого закона. Как только закон был отменён, им пришлось резко переключиться на другие виды деятельности. То же самое, кстати, случилось и в Голландии после частичной легализации лёгкой наркоты - мафии стало просто невыгодно заниматься этим делом.

все приводимые вами аргументы в пользу легализации проституции давно и хорошо известны, но реальную силу они оббретают только в прагматичном светском обществе. в религиозных обществах, как я уже говорил, государство старается держаться в границах религиозной этики. и здесь аналогия между проституцией и алкоголем перестаёт работать. умеренное употребление алкоголя христианством не осуждается, обличается только чрезмерное пьянство. сам христос, как мы знаем, делал из воды вино и поил этим вином людей. поэтому запрещать алкоголь церковь никогда не призывала.
другое дело - прелюбодеяние. к нему отношение куда более резкое:

"Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну." (ев. от матфея)

иными словами христианство не признаёт "умеренного" прелюбодеяния. в этом смысле уместнее аналогия не с алкоголем, а с тяжёлыми наркотиками, когда одного раза бывает достаточно, чтобы сломать всю жизнь

В отличие от тяжёлых наркотиков, услуги проституток не вызывают привыкания ;)

ну, во-первых, есть и такая форма сексоголизма. во-вторых, привыкание здесь не имеет значения. есть в конце концов наркотики, которые разрушают психику без всякого привыкания за несколько инъекций. для традиционной христианской этики прелюбодеяние нечто подобное. еву с адамом изгнали из Эдема всего за один раз :)

Сексоголизм может быть и у человека ни разу не пользовавшегося услугами проституток ;)

разумеется. поэтому я и написал не "сексоголизм", а "такая форма сексоголизма"

>> Есть все основания, мне кажется, провести аналогию между борьбой с проституцией и борьбой с потреблением алкоголя. Сухой закон никогда ни к чему хорошему не приводил (разве что к революции), зато создавал почву для процветания мафии.
Антиалкогольная кампания при Горбачёве дала рост продолжительности жизни и рост рождаемости (как пишут в б-гоизбранной, продолжительность жизни мужчин увеличилась на 2.6 года и достигла максимального значения за всю историю России) плюс снижение преступности.

...и привела к новой революции :-)

  • 1