Началось ещё в аэропорту.
На Сейшелы прибывает всего пара рейсов в день, но зато сразу огромными аэробусами.
Естественно, это создаёт, скажем так, определенные сложности для работы погранслужбы, которая вынуждена то полдня простаивать, то работать в авральном режиме. При этом дело своё они делают добросовестно: если написано, что турист должен предъявить обратный билет, бронь на проживание и сумму денег, достаточную для проживания – не слишком маленькую, но и не слишком большую – не более 10000 евро – то именно это у вас и спросят. Причем мои брони (аж 4 штуки) проверили аж по датам – чтобы не было «пустых дней». Вот и пригодились мои распечатки e-mail’ов.
Естественно, на погранконтроль стоит огромная очередь. Однако, во-первых, эта очередь стоит не на жаре, а в хорошо кондиционируемом помещении; а во-вторых, вдоль очереди ходит парочка «спецпогранцов» и «вылавливает» туристов с детьми и прочими «льготниками» - вроде меня – и отводит на прохождение контроля вне очереди. Так что вся процедура заняла у нас буквально несколько минут.
Сейшелы поразили больше всего своим несоответствием тому образу, который сложился исходя из путеводителей.
Знаменитые «гладкие скалы» здесь повсюду – аэропорт примостился на ровной полоске земли (отвоёванной у моря, как я подозреваю) прямо под горой, которую венчают эти самые скалы.
Туризм даёт 20% ВВП страны, но, как оказалось, лишь незначительное меньшинство населения занято в туриндустрии. В столице (Виктории) – индустриальный парк и морской порт, и именно они дают существенную долю занятости. Большая доля электричества производится на ветряных электростанциях. Страна переживает настоящий бум строительства. Короче, нормальная такая «развивающаяся страна», причем именно развивающаяся, а не отстойная!
Самым неприятным сюрпризом оказался трафик на дорогах. Такое впечатление, что на каждого жителя приходится по несколько автомобилей, причем каждый ухитряется водить все свои автомобили одновременно! Повсюду стоят пробки. И при этом – нет тротуаров, пешеходы ходят по проезжей части, там же, где пытается передвигаться вся эта орда машин!
Ну, и жара, конечно. Особенно с непривычки. На второй день уже полегче стало, акклиматизация пошла, но в первый день – весьма тяжко.
Короче, похоже, что вся широко задуманная программа походов по горам пошла прахом. Впрочем, поживём – увидим, может, попривыкнем к жаре и отыщем какие-нибудь тропки помимо автомобильных дорог…
Зато океан оправдал себя в полной мере, и даже с избытком!
Какой здесь песок! Какое море! Температура такая, что болтаться в воде можно, не замерзая, хоть часами – пока не надоест! И при этом всё время «в меру упитанные» волны, которые приятно покачивают, но никаких проблем при этом не создают!
Песок под ногами – словно белый бархат. Удивительно приятный на ощупь! И при этом почему-то совершенно не раскаляется на солнце – для меня это самая пока что поразительная загадка из всего, что встретилось на Сейшелах! Температура песка по всей ширине пляжа – такая же, как температура воды и воздуха! Может, сейшельцы под песком какие-нибудь охлаждающие устройства тайком смонтировали? ;-)
Короче говоря, никогда ещё я не бывал на столь восхитительных пляжах!
Ещё две загадки поразили меня на пляжах, хотя и не столь сильно, как комфортная температура песка.
Во-первых, это чистота воды. Нет, конечно, вода не столь прозрачна, как на черногорской Адриатике, но всё равно удивительно чиста! Дно песчаное, песок мельчайшего «помола», волны на берег набегают одна за другой – но никакой «взвеси» в воде нет, вода прозрачна, как стекло!
Возможно, секрет чистоты воды «объясняется» второй загадочной особенностью местных пляжей – они абсолютно пустынны! На сотни метров вокруг – никого! И это при том, что ежедневно 1-2 аэробуса (только Эмирэйтс делает сюда 10 рейсов в неделю) приносят на Сейшелы до тысячи новых туристов! Куда же они все деваются?
Допускаю, что дело в том, что подавляющее большинство туристов расселяются по местным пафосным отелям – в каждом из них куча бассейнов (сами видели), а от берега (от пляжа) территория отелей отделена заборами с устрашающими надписями «Если вы выйдете из отеля на пляж, то только на свой страх и риск – отель за вашу жизнь и здоровье в этом случае никакой ответственности нести не собирается!» И действительно – бассейны и их берега забиты туристами, а на пляжах, великолепных, замечательных пляжах – никого нет!
Удивительно, но при этом отели «отделяют» жилую зону острова от пляжей – скажем, на 2-хкилометровый пляж Бо Валлон, который считается самым «раскрученным» и туристически притягательным на острове Маэ имеется для простых людей лишь один узкий проход – в виде бетонных «мостков» над одним из ручьёв, сбегающих с гор в океан, а все остальные 1998 метров из 2000 – огорожены 5-звёздочными отелями. Правда, при этом, во-первых, все отели, если спросить позволения у охраны, разрешают пройти через свою территорию на пляж; а во-вторых, повторю, сам пляж остаётся неогороженной общественной территорией – частных пляжей здесь нет, и, на мой взгляд, это очень правильно!
Похоже, такая политика – это просто хитрый трюк хитрых сейшельцев, позволяющий им сохранять свои пляжи в первозданном великолепии. Сейшельцы, как мы убедились, очень ценят свои пляжи. Во-первых, надо сказать, что солнце на Сейшелах встаёт в 6 утра и заходит в 6 вечера; соответственно, магазины, учреждения, заводы начинают работу, как правило, в 7 утра и завершают работу максимум в 4, ну, в крайнем случае в 5 вечера. И в 5 вечера пляжи перестают быть пустынными – они заполняются местными жителями! В это время уже не так жарко и, кроме того, закаты здесь потрясающе красивы :-)
Во-вторых, сейшельцы очень ценят и поддерживают чистоту своих пляжей. Никто не оставляет на пляжах никакого мусора. На пляжах, в отличие от Черногории, никто не курит – сейшельцы вообще удивительно мало курят, настолько малокурящего народа я ещё не видел ни в одной «развивающейся» стране. И кроме того, на рассвете по пляжам проходит орда дворников, которые собирают мусор, если он паче чаяния всё-таки там оказался, и убирают нападавшие за сутки листья и орехи.
Народ здесь – креолы, то есть смесь белых, негров и индийцев с явным преобладанием негритянской крови. Но «чистых» белых, негров и индийцев очень мало, а в основном – мулаты самых разных оттенков смуглости. Что-то такое мы видели и в Бразилии (где индийскую кровь заменяла индейская), но, в отличие от Бразилии, население Сейшел гораздо менее курящее и, по моим ощущениям, вообще более приученное к чистоте – мусора здесь вообще, пожалуй, не больше, чем в любой цивильной европейской стране и уж во всяком случае куда меньше, чем в Санкт-Петербурге. Между собой они общаются исключительно на своём особом креольском языке, но практически поголовно все знают ещё и английский, и французский – все эти три языка считаются государственными и изучаются в школе. Кстати, в школу здесь идут все начиная с 4 лет! Первый вопрос, который мне задала на пляже местная семья с девочкой на полгода помладше Каролины – это «А как же Каролину отпустили из школы?» Вот так вот.
Journal information