РАЗДУМЬЯ И НАБЛЮДЕНИЯ

В попытках объять необъятное...

Previous Entry Share Next Entry
По следам «Неначавшегося диалога» (8). «ТЕОРЕМА МАРКСА»
bigstonedragon
О «ТЕОРЕМЕ МАРКСА»
oleg_devyatkin 2015-06-01 23:59 (местное)
Заслуга Маркса состояла в том, что он разобрался в принципе капиталистической эксплуатации. На основании знания принципа капиталистической эксплуатации обосновал единственно результативный метод борьбы пролетариата – борьбу за сокращение рабочего дня. Предсказал гибель капиталистического общества (не в последнюю очередь благодаря борьбе пролетариата). Это безусловно.
Но оставались вопросы. Такой вопрос: а всегда ли была эксплуатация, классовая борьба? Если - нет, то почему они возникли. Если всегда, то это значит заложено в человеке. Что же такое лежит в сущности человека. Что будет после капиталистического общества? Новое антагонистическое общество или человечество заживет по-новому, как? Вопросы, вопросы.
Маркс ответил, что история знает лишь постоянную борьбу классов. Там, в доисторическом, дописьменном времени было бесклассовое общество. Из самоуничтожения капитализма (в результате борьбы самих сил капитализма: капитала и пролетариата) Маркс делал вывод об исчезновении эксплуатации после капитализма. Вы, товарищ neosovok, сами приводили то место из письма Макса Вейдемейеру 12 мая 52 года, в котором он приписывал себе заслугу доказательства перехода с необходимостью от диктатуры пролетариата к бесклассовому обществу, к коммунизму. Беда только в том, что никто не может предъявить это доказательство, оно оказалось более загадочным, чем доказательство Великой теоремы Ферма. Теорему Ферма пыталась доказать масса желающих и в конце концов это удалось. «Теорему Маркса» никто не пытается доказать, видимо, считая ее самоочевидной. Однако в результате Теорема Маркса – не доказанное утверждение, а благое пожелание будущему человечеству. За это благое пожелание положено тысячи жизней, до сих пор происходит борьба, ожесточающая до крайности верующих в розовые слова.
Маркс сам постоянно повторял, что человека отличает от пчелы то, что человек до начало действия строит в своей голове будущую постройку. Как же наши современники не построили у себя в голове будущее общество, общество после капитализма?
Я сомневаюсь в наступлении коммунизма в обозримом будущем. У меня есть ряд оснований.
Ну, первое - отсутствие «доказательства теоремы Маркса».
Второе – Поршнев меня настолько воодушевил своей защитой классовой борьбы, что я теперь просто не могу себе представить развитие общества без антагонистических противоречий, без классовой борьбы.
Третье – странное состояние такого раздела математики, как «Теория неантагонистических игр». По популярной брошюре 80-х Ватель, Ерешко «Неантагонистические игры», описанная там неантагонистическая игра порождала антагонистическую игру. То есть в 80-х годах математики не мыслили чистое решение неантагонистической игры, без того, чтобы не порождалась антагонистическая игра. В каком-то ленинском сборнике (то ли 9-м, то ли 10, то ли 30-м, ссылку потерял) приведено примечание Ленина на полях работы Бухарина следующего содержания: ~ «в будущем обществе антагонизмы исчезнут, противоречия останутся». Привожу по памяти, очень приблизительно, верен лишь смысл. Поскольку эта цитата приводилась в статье журнала «Вопросы философии», а других там не было, то думаю, у Ленина немного указаний на эту тему.
Отсюда сразу напрашивается вопрос, а почему вообще у людей возникали антагонистические противоречия? В чем заключалась классовая борьба в докапиталистических обществах. В чем тогда выражалась эксплуатация? Классики дали невнятный ответ. Нынешние марксисты утверждают нечто такое: предыдущие эксплуататоры были просто недооформившиеся капиталисты и чем они были ближе к нам, тем они больше приближались к буржуям. К сожалению в этом же ключе построена работа Бориса Фёдоровича Поршнева «Феодализм и народные массы».
Классики могли позволить себе говорить невнятно о предыдущих формациях. По их мнению, всё это кануло в прошлое и имеет значение не больше, чем листок, опавший в саду более полвека назад.
Здесь мы наталкиваемся на определенную вешку поставленную Марксом. Маркс указывал, что как о человеке нельзя судить по тому, что он о себе говорит, так и об обществах нельзя судить по их самовосприятию. Это верно конечно. Но зачастую из этого верного положения делают совершенно неверный вывод. Неверно вообще отказывать в значимости того, что общество говорит само о себе.
Чего требовали предписания некапиталистического общества, какие фактические цели ими достигались?
По Марксу, в капиталистическом обществе Мильтон, создавая "Потерянный рай" и получив за него 5 ф. ст., не трудился: «Мильтон создавал «Потерянный рай» с той же необходимостью, с какой шелковичный червь производит шелк.» Вот в феодальном обществе Мильтон, преподнося свой труд покровителю и тем самым возвеличивая его, увеличивая его честь, - безусловно трудился.
Таким образом становится понятным необходимость того при феодализме, что при капитализме вызывало у первых певцов капитализма - физиократов - такую бурную ненависть - вся эта бесчисленная челядь феодала. Произошла смена парадигмы по Куну.

Естественно встает вопрос: в чем выражалась эксплуатация при феодализме?

Если бы всё было так просто, то не нужен был бы и Маркс для капитализма.


И маленькое дополнение на тему БЮРОКРАТИИ
(в продолжение вот этого поста)

Посткапиталистическое общество
oleg_devyatkin 2015-06-09 16:00 (местное)
Общество, наследующее капиталистическому, по моему, будет общество разверстки. Можно сказать бюрократическое общество. Общество, расколотое на руководителей-интеллектуалов и исполнителей-интеллектуалов. Но, чтобы это было полноценное общество Рейтинга, необходимо материальное, в сегодняшнем, обывательском смысле, благополучие интеллектуалов-исполнителей. Необходимо общество потребления, или говоря марксистским языком, диктатура пролетариата. Да, во-первых, диктатура пролетариата и есть общество потребления. Это очевидно, если сбросить с носа розовые пенсне, в которых смотрят на пролетариат. А во-вторых, общество материального благополучия необходимо, чтобы именно исполнитель-интеллектуал гонялся за работой, гонялся за интеллектуалом-руководителем. Когда пытаются реализовать общество разверстки в обществе, не достигшем материального благополучия, когда руководитель управляет материально неудовлетворенными исполнителями, тогда мы имеем СТАЛИНЩИНУ.
Как капиталисту необходим лично свободный труженик, так обществу рейтинга необходим труженик, материально не обеспокоенный.

Трудовая теория знания ждёт своего Маркса - того, кто напишет капитальный труд "Рейтинг".


bigstonedragon 2015-06-02 18:02 (местное)
На мой взгляд, само по себе «занятие управлением» не является классообразующим признаком. Равно как не относится к таковым и возможность распределять работников.
Принципиально важной является возможность осуществлять распределение ресурсов таким образом, что обойти бюрократа при поиске доступа к ресурсам у предпринимателя путей нет.
Осуществит монополизацию доступа к ресурсам (а также, кстати, и к рынкам сбыта готовой продукции) бюрократы смогли лишь в середине ХХ века. Именно тогда они и оформились как класс.

А идея насчет знания как продукта деятельности бюрократа и рейтинга как отражения этого продукта – очень интересная! На обдумывание этой идеи, конечно, потребуется много больше времени. Но надеюсь к ней ещё вернуться!

Posts from This Journal by “Марксизм” Tag


promo bigstonedragon january 5, 2014 03:46 30
Buy for 20 tokens
Ещё в сентябре yasnaya_luna «осалила» меня таким флэшмобом: рассказать 11 фактов о себе, ответить на 11 вопросов и задать другие 11 вопросов такому же количеству друзей. Труднее всего мне лично оказалось написать 11 фактов о себе. К тому же результат получился каким-то уж чересчур…

  • 1
Продуктом, получаемым в результате деятельности управленца являются общественные отношения. А вовсе не знания. Знания в этой деятельности являются орудиями труда. Другое дело, что эти знания может создавать тот, кто использует их в качестве управленческих инструментов. Кстати инструментами производства общественных отношений могут выступать и вполне материальные объекты (которые может создавать сам управленец). Например бандит с большой дороги, выломавший в лесу себе дубинку при помощи этого инструмента может преобразовывать общественные отношения. Отношение собственности купца (или крестьянина, везущего излишки на базар) и его товара в результате изменяется: раньше он был собственником, а после применения дубины перестает быть собственником, а собственником этого товара становится бандит.
Важно, что данная деятельность является производной по отношению к производящий продукт непосредственно для потребления человеком (да и к самому потреблению). Больше его не становится, он всего-лишь перераспределяется.

Бюрократизм же это производный процесс второго порядка - это общественные отношения возникающие в процессе производства общественных отношений между теми, кто трудится на ниве производства общественных отношений.

Хороший объект: "Бандит и Бюрократ"!

Интересно рассмотреть в чем они схожи и в чем различны. Единственно надо различать "Бандит и Бюрократ" эпохи Людовика 14, эпохи Бисмарка, эпохи Советского Союза, современной эпохи.
____________
Как раз в ВКонтакте выложен Исторический анекдот.(https://vk.com/feed?w=wall-998865_67522)

Однажды императрица Екатерина II, во время вечерней эрмитажной беседы, с удовольствием стала рассказывать о том беспристрастии, которое заметила она в чиновниках столичного управления, и что, кажется, изданием «Городового положения» и «Устава благочиния» она достигла уже того, что знатные с простолюдинами совершенно уравнены в обязанностях своих перед городским начальством.

- Ну, вряд ли, матушка, это так,- отвечал Л. А. Нарышкин.
- Я же говорю тебе, Лев Александрыч, что так,- возразила императрица,- и если б люди и даже ты сам сделали какую несправедливость или ослушание полиции, то и тебе спуску не будет.
- А вот завтра увидим, матушка,- сказал Нарышкин,- я завтра же вечером тебе донесу.

На другой день, чем свет, надевает Нарышкин богатый кафтан со всеми орденами, а сверху накидывает старый, изношенный сюртучишка одного из своих истопников и, нахлобучив дырявую шляпенку, отправляется пешком на площадь, на которой в то время под навесами продавали всякую живность.

- Господин честной купец,- обратился он к первому попавшемуся курятнику,- а по чему продавать цыплят изволишь?
- Живых - по рублю, а битых - по полтине пару,- грубо отвечал торгаш, с пренебрежением осматривая бедно одетого Нарышкина.
- Ну так, голубчик, убей же мне парочки две живых-то.
Курятник тотчас же принялся за дело: цыплят перерезал, ощипал, завернул в бумагу и завернул в кулек.

Нарышкин между тем отсчитал ему рубль медными деньгами.
- А разве, барин, с тебя рубль следует? Надобно два.
- А за что ж, голубчик?
- Как за что? За две пары живых цыплят. Ведь я говорил тебе: живые по рублю.
- Хорошо, душенька, но ведь я беру неживых, так за что ж изволишь требовать с меня лишнее?
- Да ведь они были живые.
- Да и те, которых продаешь ты по полтине за пару, были также живые, ну я и плачу тебе по твоей же цене за битых.
- Ах ты, калатырник! - взбесившись завопил торгаш,- ах ты, обманщик этакой! Давай по рублю, не то вот господин полицейский разберет нас!

- А что у вас за шум? - спросил тут же расхаживающий, для порядка, полицейский.
- Вот, ваше благородие, извольте рассудить нас,- смиренно отвечает Нарышкин,- господин купец продает цыплят живых по рублю, а битых по полтине за пару; так, чтоб мне, бедному человеку, не платить лишнего, я и велел перебить их и отдаю ему по полтине.

Полицейский вступился за купца и начал тормошить Нарышкина, уверяя, что купец прав, что цыплята были точно живые и потому должен заплатить по рублю, а если он не заплатит, так он отведет его в сибирку.
Нарышкин откланивался, просил милостивого рассуждения, но решение было неизменно:
"Давай еще рубль, или в сибирку".

Вот тут Лев Александрович, как будто ненарочно, расстегнул сюртук и явился во всем блеске своих почестей.
Полицейский в ту же секунду вскинулся на курятника:
"-Ах ты, мошенник! сам же говорил живые по рублю, битые по полтине и требует за битых, как за живых!
Да знаешь ли, разбойник, что я с тобой сделаю?.. Прикажите, Ваше Превосходительство, я его сейчас же упрячу в доброе место: этот плутец узнает у меня не уважать таких господ и за битых цыплят требовать деньги, как за живых!"

Разумеется, Нарышкин заплатил курятнику вчетверо и, поблагодарив полицейского за справедливое решение, отправился домой.
Вечером в Эрмитаже рассказал Екатерине II о происшествие, как только он один умел рассказывать, прищучивая и представляя в лицах себя, торгаша и полицейского.

Все смеялись, кроме императрицы...

Edited at 2015-06-21 09:36 am (UTC)

теорема МАРКСА

ИОСИФУ ВЕЙДЕМЕЙЕЙРУ
Лондон, 5 марта 1852 г. 28, Deanstreet, Soho

"То, что я сделал нового, состояло в доказательстве следующего: 1) что существование классов связано лишь с определенными историческими фазами развития производства, 2) что классовая борьба необходимо ведет к диктатуре пролетариата, 3) что эта диктатура сама составляет лишь переход к уничтожению всяких классов и к обществу без классов."

Edited at 2015-06-22 07:07 am (UTC)


У нашего собеседника neosovok читаем

(Попытка доказательства теоремы Маркса и сталинщина):

Собственность. Часть 2.

(сталинщина в комментариях)

Edited at 2015-06-22 07:49 am (UTC)


Довольно здравые идеи на схожую тему высказывает anlazz - http://blau-kraehe.livejournal.com/431334.html?thread=11191014#t11191014

Edited at 2015-06-27 06:12 am (UTC)

Спасибо! Посмотрел. И даже оставил там какой-то комментарий. Наверное - зря. Эти ребята имеют совсем другие установки. Лезть в чужой монастырь со своим уставом - глупо.

Да, увы, blau_kraehe - личность чересчур эмоциональная, как и большинство марксистов, с которыми довелось сталкиваться.
Я в свою очередь оставил комментарий у neosovok; посмотрим, получится ли там содержательно подискутировать :-)

По следам «Неначавшегося диалога» (8). «ТЕОРЕМА МАРКСА»

Пользователь jorkoffski сослался на вашу запись в своей записи «По следам «Неначавшегося диалога» (8). «ТЕОРЕМА МАРКСА»» в контексте: [...] Оригинал взят у в По следам «Неначавшегося диалога» (8). «ТЕОРЕМА МАРКСА» [...]

  • 1
?

Log in

No account? Create an account